Варанаси в Индии – город погребальных костров

Тайны и феномен Варанаси — священного города Индии.

Загадочный город Варанаси расположен на севере Индии в штате Уттар-Прадеш. В те времена, когда Индия была английской колонией, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши – «Светоч». Варанаси — город, имеющий для индусов такое же значение, как Рим для католиков.

Варанаси считается наиболее святым местом в мире в индуизме — как центр Земли в индуистской космологии. Это один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии Согласно индуистским историческим хроникам, именно отсюда началось сотворение мира.

Варанаси называют «вечным городом», и он действительно самый вечный город на Земле. Он упоминается еще в «Ригведе», «Рамаяне» и «Махабхарате» и до сих пор остается «обитаемым».

Побывав здесь однажды, Марк Твен писал: «Бенарес старше истории, старше традиций, старше даже легенд, а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые».

История Варанаси уходит в глубину веков. Его посещали древние цари из династии Маурьев – Чандрагупта, который в III в. создал первую в истории Индии единую державу, и ревностный буддист Ашока, и покровитель поэтов и ученых Харша из династии Пушпабхути. Побывали здесь и могольские императоры: Акбар, Джахангир и Аурангзеба,

На протяжении веков Варанаси олицетворял разум и дух Индии. Город, омываемый священными водами Ганга, являлся средоточием религии, философии и науки. Здесь проповедовали пророк джайнизма Махавира и основатель религии сикхов Гуру Нанак. А двадцать пять веков тому назад в городке Сарнатх, что находится в 10 километрах от Варанаси, Будда впервые поведал миру о своем учении о просветлении.

Позднее Варанаси превратился в важнейший центр индуизма, хотя, начиная с XI в., неоднократно подвергался вторжениям исламских завоевателей. Апогей этих разрушительных нападений был во времена правления императора из династии Великих Моголов Аурангзеба, который разрушил практически все храмы города, а самые значительные из них превратил в мечети.

Хотя «вечный город» Варанаси служил центром цивилизации и науки на протяжении почти 2000 лет, сейчас Варанаси можно назвать одним из самых неразвитых городов Индии с точки зрения норм западной цивилизации. Однако и современный Варанаси остается значительным центром изучения различных наук, особенно изучения санскрита, студенты приезжают сюда со всех концов Индии. К тому же считается, что тот, кто побывал в Варанаси, обретает духовное прозрение и мистическую силу. «Каши-Пурана» говорит, что даже тот, кто просто стремится попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней.

Варанаси является центром самого распространенного течения индуизма – культа бога Шивы. В тройке высших богов индусов (Брахма, Вишну, Шива) Шива выполняет функцию «разрушителя»: Когда Шива женился на Парвати, они обосновались в его небесном жилище на горе Кайлас. Но однажды, когда божественные супруги рассматривали Землю, их глазам предстал дивный город, полный великолепных дворцов, храмов и садов. Тогда Шива и Парвати спустились на Землю и поселились в Каши.

Считается, что в Варанаси есть храмы всех богов индийского пантеона. Варанаси также называют «городом тысячи храмов», и здесь нет никакого преувеличения – их даже больше. Наиболее знаменит Каши Вишванатх – «Золотой храм», на позолоту куполов которого пошло 800 кг золота. Здесь почитают Шиву – Повелителя Вселенной (именно так переводится слово «Вишванатх»). По преданию, это место было священным уже много тысяч лет.

В полном мистики городе Варанаси есть и совсем иная культовая архитектура. Город расположен на берегу Ганга и спускается к воде многочисленными гатами. Гат, или гхат, – это особая лестница, нисходящая прямо к воде. Она служит для исполнения религиозных церемоний. Большинство водоемов в Индии являются священными и обрамлены гатами, на которых верующие совершают обряды омовения. Практически в каждом индуистском храме существует священный водоем с гатами. Но гаты Ганга – самые многолюдные в Индии, поскольку Ганг является самой священной рекой, символом жизни и плодородия. Одни индусы считают эту реку порожденной Шивой, другие верят в то, что она родилась из стоп бога Вишну.

В Варанаси – 84 гатов, и все они спускаются к западному берегу великой реки. Да и все постройки Варанаси, будь то храмы или магазины, кафе, офисы или жилые дома, тоже находятся на западном берегу. А на восточном нет ничего. Там никто никогда не жил. Случайность? Нет. На восточном берегу – мир мертвых, место, куда Шива переправляет души умерших людей.

Шива – разрушитель, но он же – тот, без которого новое не могло бы родиться. Сила Шивы, как утверждают индусские учителя-гуру, направлена не против человека, а против всего иллюзорного в мире. Он уничтожает и саму смерть, уничтожает время, ибо все, что существует во времени, тленно и обречено на смерть.

Освобождая верующего из пут времени, Шива ставит его вне времени.

Считается, что человек умерший в Варанаси, или хотя-бы погребённый в нём может рассчитывать на благосклонность Шивы и его помощь в достижении состояния мукти — освобождения из круговорота рождений и смертей (сансары).

Поэтому наполненный паломниками Варанаси считается благоприятным местом для… умирания и обеспечивает прерывание бесконечной цепочки перерождений. Люди стремятся умереть в Варанаси, чтобы умереть не умирая…

Ежегодно сотни тысяч людей приезжают в Варанаси, чтобы там завершить свой жизненный путь. Это стоит огромных денег, и очень часто семья покойного тратит всё своё состояние, чтобы обеспечить исполнение его последнего желания – опустить прах в воды священной реки Ганг. Погребальные ритуалы в священном городе происходят круглосуточно и длятся постоянно. Масштабы ритуальных услуг Варанаси поражают. Ежегодно в Ганг погружают около 100 тысяч тел и примерно столько же сжигают на кострах.

В Варанаси организована целая индустрия похорон, есть даже семейство жрецов, хранителей погребального огня, именно от него необходимо зажигать все погребальные костры. Этот огонь, не затухая, горит уже несколько тысяч лет!

Феномен Варанаси изучается европейцами относительно недолго – около двух сотен лет. Индусы со свойственным им философским фатализмом практически не препятствуют исследованиям. Результаты исследований весьма интересны.

  • Варанаси расположен только на одном берегу Ганга, другой берег безжизненный и пустынный – там не живут даже животные. Странно ведёт себя и Ганг в районе Варанаси: вопреки всем законам гидродинамики, именно в этом самом месте существует течение, направляющее его воды на север вместо юго-востока. Несмотря на то, что город расположен в жарких субтропиках с преобладанием муссонов, количество осадков в нём всего лишь в полтора раза больше, чем в Восточной Европе. Такая картина не свойственна Индии.

  • На набережных Варанаси живёт множество святых людей, именуемых «садхи». Большую часть времени они сидят у погребальных костров и медитируют. Садхи регулярно купаются в Ганге, и несмотря на чудовищную антисанитарию, все они обладают отличным здоровьем. Садхи не могут покинуть пределы города, поскольку считается, что только в нём они обладают своей сверхъестественной духовной силой.
  • Варанаси населяет множество коров. «Священные коровы» свободно путешествуют по городу, и их никто не может тронуть. Перевезённые в другую местность, коровы быстро умирают, хотя все условия в этой местности практически полностью повторяют условия жизни в Варанаси.

  • Поскольку ритуалы шиваизма включают в себя употребление психотропных продуктов из конопли, Варанаси является историческим центром их распространения. Бханг практически легален: в городе нетрудно найти кафе, где подают напиток «бханг ласси». Гашиш можно приобрести на чёрном рынке, у местных таксистов и велорикш. Местная полиция вполне терпима к шиваитам, курящим коноплю в районе Золотого Храма.

В настоящее время Варанаси является одним из центров туризма в Индии, в городе есть большой аэропорт и множество отелей. Однако, большая часть города закрыта для посещений. Из 84 гхатов для туристов открыты меньше половины. В некоторые храмы (а их в городе несколько тысяч), не индусам заходить запрещено. Кроме того, несмотря на то, что именно в Варанаси Шакьямуни стал Буддой, буддистов тут не любят.

Варанаси ломает привычные концепции, изменяет сознание и заставляет задуматься. Варанаси – Каши – это по-настоящему индийский город, город с тремя ликами – древней, средневековой и современной Индии. Бытует индуистское предание, что, когда случится всемирный потоп, погибнет всё и лишь Каши («Светоч») останется источником Вечного Света.

Варанаси — один из главных путей, по которым человек переходит из физического мира в иной мир — мир вечной жизни.

Шива – разрушитель, но он же – тот, без которого новое не могло бы родиться. Сила Шивы, как утверждают индусские учителя-гуру, направлена не против человека, а против всего иллюзорного в мире. Он уничтожает и саму смерть, уничтожает время, ибо все, что существует во времени, тленно и обречено на смерть.

Священный Варанаси — город жизни и смерти

Древний-древний Варанаси, времен Вавилона и Луксора. Город, который в древности назывался «Бенарес» и «Каши».

По легенде, бог Шива основал город около 5 000 лет назад. И с тех пор, Варанаси считается священным городом Индии. Сам город живет по одной стороне священной реки Ганг, другой берег реки называют «берег ушедших».

Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN

Индийцы считают, что люди, приехавшие в Варанаси, очищаются от плохой кармы, даже просто находясь там.

В этот город приезжают умирать тысячи паломников. Умереть здесь, это большая честь, душа мгновенно выпадает из круга реинкарнаций и освобождается от дальнейшей повинности посещать Землю.

Очень удобная позиция для тех, кто грешил и не был «облико морале». При таком раскладе, ты родишься в самой низшей касте, а кто же этого захочет? Так лучше умереть в Варанаси и освободится от этого трехмерного материального земного мира!

Бедняки из низших каст, при этой жизни, тоже мечтают тут умереть, дабы освободить себя от дальнейшего рождения на этой планете, снова в низшей касте. И опять мучиться и прислуживать.

После смерти, сжигать их никто не собирается, это очень дорогая процедура (от 2 тыс$ — дорогие дрова + процедура+ ритуальные процедуры). Куда девается это толпа бедняков, умерших здесь, мы еще не выяснили, но кое — какие догадки у нас есть.

И вот, вторая часть марлезонского балета — это сжигание тел умерших, которых привезли родственники издалека. На поездах, автобусах, машинах, со всей Индии, везут тела умерших людей, чтобы сжечь их на святых гхатах. И тем самым освободить их душу от дальнейших реинкарнаций.

В городе два гхата, занимающиеся сжиганием. Один подороже, другой подешевле. Даже есть маленький крематорий, где сжигают за пять минут, но это не особо ценится.

Целая каста людей, которая издревле занимается этим делом, делает этот ритуал вручную, «хенд — мейд» работа.

На человека идет от 200 килограмм мангового или сандалового дерева. Сожжение длится около 3 часов. То, что не дожгли (обычно, у мужчин — грудину, у женщин — кости таза) выбрасывается в воду святой реки Ганги.

Каждое утро диаспора ныряльщиков, с четко поделенной территорией, ныряет в Гангу и вылавливают золото, бриллианты и прочие полезные штучки, что остается на костях усопших. После чего продают их на местном рынке. Богатые родственники обычно одевают ушедшему все его любимые драгоценности, перед отправлением в «далекий путь».

Тела умерших: детей до 12 лет, святых, укушенных коброй и беременных женщин не сжигают. Привязывают большой камень к груди и топят в центре реки. Эти тела не надо сжигать и очищать огнем, потому что они уже являются «чистыми», без грехов.

На сжигательных гхатах везде навалены вязанки дров в огромных количествах. Если на человека требуется не менее 200 кг. дров (ценных пород дерева стоимостью до 100 $ за 1 кг.), а сжигают в день до 500 тел, и это длится уже много веков! Это сколько же дерева тратится! Ай — яй — яй просто! Вот они религиозные традиции до чего доводят природу!

Вся эта история длится уже более 2-х тысяч лет. По легенде, первой сожгли жену Шивы и провели данный ритуал. И с тех пор, на берегу Ганга, в храме, все горит и горит огонь Шивы. Ежедневно, от него берут пламя для церемонии сжигания. Всего существует шесть погребальных костров, плюс один эксклюзивный, на возвышении.

В Варанаси существует культ курения наркотических средств. Любителя покурить говорят, что после приема одурманивающих средств, к ним приходит дух Шивы в гости, рассказывает разные истории и может ответить на любые вопросы.

В общем, такой вот городок духов. Любой дух умерших в этом чудном месте, может выйти к вам на связь и поболтать о том, о сём. Как пойти дальше к свету, видимо, никто не научил. А если серьезно, в этом месте нужно оставаться в сознании, т.е. не потреблять никаких затмевающих сознание средств, дабы не получить себе подселение в виде неприкаянной души.

На рассвете, в Варанаси, происходят омовение в святых водах реки Ганга. Днем мы тоже наблюдали редких персонажей, омывающихся в Ганге. После действительно красивейшей чистой серебристой воды в Ришикеше, воды Ганга в Варанаси не имеют приглашающего характера. 🙂

Около сжигательных гхатов явственно ощущается запах жареного мяса, в глаза залетает зола, а в небе вместе с птицами парят частички пепла с ритуальных костров.

По вечерам, все собираются на Дасашвамедх-гхате, на церемонии Аарати. Эту церемонию называют «огненная пунджа», она посвящена жертвоприношению божеству реки Ганга. Красивая церемония, говорят, самая красивейшая в Индии.

В Варанаси мы жили в отеле Мишра. Отель находится в старом городе, около Маникарника гхата, где происходит процедура сожжения. Комната на двоих стоила 250 рупий. Добраться от вокзала до отеля на такси невозможно. Рикша может довезти до площади Чоук (50-100 рупий), а потом нужно идти пешком минут 10 -15 по узким улочкам, куда рикша уже проехать не может.

Жить там не рекомендуем. Во-первых, близко сжигательный гхат, постоянный запах и дым. Во-вторых, сложность с тем, где питаться. В округе только узкие улочки с местными лавочками, продающих все-что-угодно, кроме еды.

Мы питались на крыше Мишра отеля, сразу предупреждаем: занимают первое место в категории «медленная готовка» и «не вкусно». А также в воздухе витает запах сжигательных процедур, слезятся глаза от золы, и по вечерам, в огромных количествах летают странные насекомые, похожие на каких-то хрупких кузнечиков, они запутываются в волосах и падают в еду.

Поэтому мы рекомендуем селиться в каком-нибудь другом месте. Например, на гхатах, где проходит аарати (Мир, Дасашвамедх гхат). Там много разных отелей (Гаспати, Алка) и более волшебная атмосфера.

В Варанаси мы жили в отеле Мишра. Отель находится в старом городе, около Маникарника гхата, где происходит процедура сожжения. Комната на двоих стоила 250 рупий. Добраться от вокзала до отеля на такси невозможно. Рикша может довезти до площади Чоук (50-100 рупий), а потом нужно идти пешком минут 10 -15 по узким улочкам, куда рикша уже проехать не может.

Индийский город Варанаси

И их трупы потом медленно плывут по течению пока не утонут или их не съедят рыбы.

Варанаси – священный для индусов город и интересный для туристов.

По разным легендам ему от 3 до 5 тысяч лет. Считается самым древним городом на Земле. Расположен он на берегу Ганги – самой священной реки в Индии. Главной особенностью Варанаси является то, что в нём сжигают тела умерших на кострах, прямо на берегу Ганги, а прах уносит реки Погребальные костры горят 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Для индусов быть кремированным в Варанаси считается невероятной благодатью. Поэтому, очень многие старики приезжают в Варанаси доживать свой век, в счастливом ожидании избавления от тягот земной жизни.

Вечером взял экскурсию с гидом. Он меня провел другими, чистыми, улицами к реке, мы сели в лодку и поплыли прямо к тому месту, где производится сожжение тел умерших. Фотографировать вблизи там нельзя, хотя можно издалека.

Тем не менее, общее ощущение от Варанаси осталось тяжёлым и неприятным. Я считаю, что священный город должен быть чистым, сказочным и духовным, а не по колено в коровьем навозе, грязи и мусоре. Кстати, много дыма и гари на улицах, которые были так неприятны в первый день, происходят от уличных кухонь, на которых в горелом масле жарят стритфуд.

Умереть в Варанаси: сюда приезжают ради выхода из круговорота страданий

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    “Не успели умереть за 15 дней? Извините, но вам придется покинуть наш “Дом освобождения”. Это вам не отель, сюда приезжают для покаяния. Играть в карты, заниматься сексом, есть мясо, яйца, лук и чеснок запрещено”.

    Для индуистов Варанаси – один из самых священных городов мира. В “домах освобождения”, “домах спасения” здесь живут женщины и мужчины, которые приезжают, чтобы умереть и освободиться от колеса сансары.

    Читайте также:  Как доехать до ботанического сада Батуми и иная важная информация об этом месте

    Помню, как в ноябре прошлого года солнечным ноябрьским днем я стояла во дворе “Мумукшу Бхаван” (“Дом немощных”). Из одной из комнат слышались слова молитвы.

    Ко мне приблизилась низенькая женщина за 80 с пакетом намак-пара, хрустящей выпечки, популярной в Северной Индии.

    “Не впущу тебя, пока ты не съешь немного”, – объявила она предостерегающе после того, как я сказала, что не голодна.

    Ее морщинистое лицо озарила мягкая улыбка, когда я вытащила у нее из пакета кусочек и положила в рот.

    “Надо регулярно питаться”, – сказала она, ласково глядя на меня. Я хотела было спросить у нее о молитве, которую мы слышали, но она уже поспешила прочь со двора.

    Управляющий гостевым домом Маниш Кумар Пандей потом рассказал мне, что Сарасвати Агарвал – вдова, у нее нет детей, она приехала сюда четыре года назад после того, как умер муж.

    Гайатри Деви из Раджастана живет здесь больше пяти лет. У нее есть сын и две дочери, но они редко ее навещают, рассказала она, когда мы сидели на деревянной лавочке во дворе и разговаривали буквально обо всем – от наших семей до ее жизненной философии и прав женщин.

    Она все время тепло улыбалась и, кажется, была не прочь поболтать. “Все меняется, как только ваши дети обзаводятся собственной семьей”, – заметила она.

    Сати Деви, которая сидела на скамейке позади нас, молча кивнула в знак подтверждения. Она тоже провела в гостевом доме в Варанаси уже пять лет.

    “Но я не жалуюсь, – продолжала Гайатри Деви. – Когда я умру, надеюсь, они приедут, чтобы кремировать меня”.

    Три женщины, о которых я вам рассказала, вместе с сотнями других подобных им живут в Варанаси годами, ожидая, когда придет смерть.

    Для индуистов это одно из самых священных мест в мире. Когда принцы Пандавы, главные герои индуистского эпоса “Махабхарата”, одолели в длившейся 18 дней битве армию своих кузенов, они поехали именно в Каши (Варанаси), чтобы покаяться в грехах, совершенных на войне.

    На протяжении многих веков люди приезжают в этот город на севере Индии, чтобы достичь мокши, освобождения. Согласно священным писаниям индуистов, смерть и кремация на берегах священной реки Ганга позволяет выйти из бесконечного круговорота рождений и смертей и связанных с этим страданий.

    Погребальные костры постоянно горят на гхатах Маникарника и Харишчандра – каменных ступенчатых сооружениях, где происходят как ритуальные омовения, так и кремации.

    Считается, что воды Ганга, ныне серые от промышленного загрязнения и отходов человеческой жизнедеятельности, смывают грехи даже самых страшных злодеев.

    Когда я умру, надеюсь, они приедут, чтобы кремировать меня

    В то время как туристы и паломники плывут в лодках мимо берегов, мимо ступенек гхатов, священнослужители и члены семей умерших в клубах густого дыма, исходящего от горящей плоти, то поют, то бормочут слова молитв, помогающих отпустить душу скончавшегося.

    Специализированные “дома спасения” созданы и финансируются благотворительными организациями и бизнесом. Они предназначены для кашиваси – мужчин и женщин, которые приезжают, чтобы прожить здесь свои последние дни и умереть.

    “Мумукшу Бхаван” – одно из старейших таких заведений. Из его 116 комнат 40 отдано кашиваси.

    “Каждый год мы получаем массу заявок, но, учитывая небольшое количество комнат и то, что некоторые постояльцы могут занимать их годами, мы не в состоянии удовлетворить все”, – объясняет один из управляющих “Мумукшу Бхаван” В.К. Агарвал.

    “Мы отдаем предпочтение тому, кто выглядит более нуждающимся, кто в состоянии оплатить свое пребывание здесь и у кого есть родственники, которые могут позаботиться в случае болезни и – когда понадобится – о проведении ритуала кремации. И мы не принимаем никого, кому еще не исполнилось 60-ти”, – добавляет он.

    Кашиваси платят взнос в размере до 100 000 рупий (примерно 92 тыс. рублей) – в зависимости от их финансовых возможностей, и им отводится комната, где они могут жить до самой смерти.

    “Они должны сами заботиться о еде для себя, мы не обеспечиваем питания, – рассказывает Агарвал. – Однако если не хватает денег на что-то, то наш менеджмент обычно помогает – например, с расходами на кремацию”.

    Некоторые номера больше остальных, оборудованы кондиционерами и имеют зону для приготовления еды. Ванные комнаты – совместного пользования, а на случай болезни здесь работают гомеопатические и аюрведические медицинские центры.

    Жильцы имеют право нанять кого-то для уборки и приготовления пищи. Дни они проводят в молитвах, пении религиозных гимнов и беседах с соседями, рассказала мне Гайатри Деви, сидя рядом со старым транзисторным радиоприемником.

    Еще одно подобное заведение, “Мукти Бхаван” (“Дом освобождения”), расположенное в одном из узких переулков Варанаси, предлагает совершенно другие условия.

    Люди приезжают сюда за покаянием – это не отель

    “Люди приезжают сюда за покаянием. Это не отель. Зачем нужна всякая роскошь типа кондиционера?” – объяснил мне смотритель Нархари Шукла, когда мы сидели с ним в его кабинете.

    “Мукти Бхаван” позволяет оставаться здесь максимум 15 дней. Если больной человек не умирает за это время, его вежливо просят покинуть “Дом освобождения”.

    “Но мы допускаем некоторые исключения. В зависимости от состояния здоровья человека менеджер может позволить ему остаться на больший срок”, – говорит Шукла.

    Гости платят 20 рупий (19 рублей) в день, чтобы покрыть расходы на электричество. От них ожидается, что они будут проводить время в молитвах богу – здесь есть маленький храм, где каждый день проходят духовные практики.

    Играть в карты, заниматься сексом, есть мясо, яйца, лук, чеснок и прочие нечистые продукты запрещено.

    Когда я была в “Мукти Бхаване”, все комнаты были свободными. Я попросила Шуклу показать мне хотя бы одну.

    Зеленая деревянная дверь заскрипела, открываясь, и мы вошли в маленькую комнату с белыми стенами, покрытыми пятнами. В лучах солнца, падающих из крошечного окошка, кружились пылинки. В углу стояла деревянная койка.

    Я тут же представила себе лежащую на ней умирающую женщину… Шукла сказал, что члены семьи постояльца могут останавливаться в этой же комнате, но им самим придется позаботиться о спальных принадлежностях и всем остальном.

    По его словам, много гостей обычно бывает в холодные месяцы – с декабря по февраль, а также в период с мая по август (когда жара для старых и больных становится трудно переносимой).

    “У нас были постояльцы, которые прожили еще пару лет после того, как уехали от нас. И были те, кто умер, как только вернулся домой – проведя у нас две недели в напрасном ожидании смерти. На самом деле все в Его руках”, – сказал Шукла, указывая на небо.

    “Если Он не пожелает, вы можете провести в Каши годы и не умрете”.

    Позже Пандей рассказал мне о супружеских парах, которые передали свой успешный бизнес детям для того, чтобы отправиться жить (и умирать) в Варанаси.

    “Люди хотят покинуть этот мир, оставив о себе и своих поступках добрую память”, – сказал мне Шукла, когда мы возвращались в его кабинет.

    По его словам, у предыдущего менеджера был постоялец из наксалитов, маоистской повстанческой группировки, ответственной за многие теракты на территории Индии.

    “К нам приезжают и преступники, – продолжал он. – Видите ли, даже самые злостные из них религиозны и хотят смыть грехи перед тем, как умрут”.

    В кабинете Шуклы я огляделась: комната была скромной, с простой деревянной мебелью, с облупленными стенами. На полках стояли пыльные папки с перечнями гостей, побывавших здесь, и книги с индуистскими священными текстами.

    Мы не боимся смерти, мы радуемся ей

    Поначалу я осторожничала, задавая вопросы о смерти, но отношение Шуклы к этому предмету было на удивление безразличным. Можно ли относиться к смерти настолько беззаботно?

    Я спросила его, как это – все время быть в окружении ждущих смерти. “Мы не боимся смерти, – ответил он. – Мы радуемся ей. Люди приезжают сюда с надеждой, а не со страхом… Это город Господа Шивы”.

    У меня в голове всплыл образ Шивы, сидящего в позе медитации, а рядом – трезубец.

    У индуистов Шива – бог, олицетворяющий одновременно разрушительное и созидательное начала. Он разрушает, чтобы созидать. Как гласит старая местная пословица, чтобы попасть на небеса, надо сначала умереть.

    Через несколько недель, когда я уже вернулась домой, Гайатри Деви ушла из жизни. Об этом сказал мне как бы между прочим Пандей, когда мы разговаривали по телефону. Я ужасно расстроилась, а он был спокоен и безразличен – как и Шукла.

    Я спросила, приезжала ли дочь Гайатри Деви на ритуал кремации. Приезжала, ответил он.

    Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.

    Поделиться сообщением в

    Жилье в Варанаси

    Главное средоточие жилья — вдоль гхатов. Особенно много его около Шивала-гхата. Правда, оттуда топать до главного крематория — около 40 минут. Зато поспокойней.

    Фото 3. Пуджа Ганга-арати

    Варанаси – священный город Индии. Рассвет над Гангом. Гхаты, омовения и крематории

    Варанаси – старейший и один из самых колоритных городов Индии. По оценкам учёных, возраст города составляет порядка 3000 лет – в индуизме считается, что Варанаси был основан самим богом Шивой. Он находится на берегу Ганга и является для индусов таким же священным как Мекка для мусульман, Рим для католиков или Иерусалим, который является священным сразу для нескольких религий. А ещё Варанаси славится тем, что его ужастиками так любят пугать туристов, собравшихся в Индию – крематории на берегу Ганга, тела мертвецов, сжигаемые прямо на берегу реки, человеческие останки чуть ли на улицах и конечно какая-нибудь ужасная зараза, которую вы якобы непременно привезёте оттуда. Сегодня мы посмотрим, каков же Варанаси на самом деле – покатаемся на лодочке по священной реке Ганг, встретим рассвет, полюбуемся великолепными панорамами древнего города с воды, понаблюдаем за людьми.

    1. Встаём около 4 утра и ещё до рассвета оказываемся на берегу Ганга у главного гхата Варанаси, где в ожидании восхода солнца уже толпятся сотни людей.

    2. В Варанаси просто невероятное количество колоритных персонажей. Только успевай незаметно фотографировать. 🙂

    4. Спускаемся по ступенькам и садимся в одну из пришвартованных лодок. После затянувшихся сверх нормы летних дождей Ганг вышел из берегов – и чтобы оказаться в лодке, не замочив ног в Священной реке, приходится проявлять чудеса эквилибристики.

    5. Около пяти утра над противоположным берегом реки всходит солнце.

    6. Утренняя молитва. Хотя в Варанаси насчитывается более 700 храмов, самыми священными считаются здесь именно древние набережные. Реке Ганг индусы поклоняются как к живой богине, чьи воды очищают и смывают все грехи.

    7. Начинаем наше путешествие вдоль священных гхатов Варанаси, куда на рассвете приходят тысячи людей, чтобы поклониться великой реке. Надо сказать, что нам здорово повезло – ещё вчера из-за небывалого для октября наводнения уровень воды и скорость течения в Ганге были выше критических, и движение лодок по реке было запрещено. Но сегодня утром ограничение сняли и запланированная прогулка на лодке всё-таки состоялась.

    8. Солнце медленно поднимается над горизонтом, и древние набережные Варанаси освещаются его мягким утренним светом. Очень красиво! Справа на фото – Четсингхгхат, красноватый форт у которого находится на месте, где в середине XVIII века магараджу Четсингха победили англичане.

    9. У центральных гхатов Варанаси толпится много людей, пришедших сюда, чтобы совершить на рассвете молитвы и омовения.

    12. Утренняя йога.

    13. Фото на память.

    14. Вдоль древних набережных Варанаси движутся вереницы лодок.

    15. В Варанаси около 90 речных гхатов (ритуальных спусков к воде), протянувшихся вдоль набережной почти на шесть километров. У каждого гхата своя история, каждый посвящён какому-то святому или божеству.

    18. Утренняя жизнь набережных.

    23. В центре Варанаси на берегу Ганга находятся два крематория – вот первый из них. Для индусов кончина и кремация на берегу священной реки – важный ритуал. Они верят, что в этом случае обретают немедленное спасение. Сжигая тело, освобождаешь душу. Многие стремятся умереть и быть сожжёнными именно здесь. В Индии отношение к смерти несколько иное, чем у нас.

    24. Кого-то сжигают в печах крематория, кого-то – на огне ритуальных костров, которые горят тут же, прямо на берегу.

    25. Вблизи крематориев и у костров много собак, которые едят не сгоревшую в огне человеческую плоть и тем питаются.

    26. Разворачиваемся и продолжаем прогулку по Гангу.

    Ганг – относительно короткая, но при этом одна из самых полноводных рек мира. Вместе с другой священной рекой Брахмапутрой, также несущей воды с Гималаев, они образуют общее устье и крупнейшую в мире речную дельту, насчитывающую тысячи рукавов и проток. По полноводности Ганг с Брахмапутрой занимают третье место в мире (после Амазонки и африканской реки Конго) – вместе они несут воды почти в два раза больше нашего Енисея. Интересно, что хотя Ганг и Брахмапутра перед самым впадением в Бенгальский залив сливаются и имеют общее, очень разветвлённое устье, – каждая из рек считается как бы самостоятельной и главной. Брахмапутра не является притоком Ганга, как и наоборот – Ганг не является притоком Брахмапутры. При этом Брахмапутра несколько полноводнее – в месте слияния двух рек в Бангладеш она несёт в среднем 19200 куб.м в секунду, в то время как Ганг – порядка 15000 куб.м. Для понимания масштабов рек, Брахмапутра – по размерам как Енисей, а Ганг – чуть больше Оби, но чуть меньше Лены. Это огромные реки!

    27. Впрочем, встреча с Брахмапутрой, дельта Ганга и впадение в Бенгальский залив далеко отсюда – около 1000 км. А в Варанаси, на участке среднего течения, Ганг несёт свою громадную массу воды в едином мощном русле, ширина реки во время засухи составляет около 500 метров, а в высокую воду – более километра, при этом колебания уровня достигают порой 15 метров! Мы оказались в Варанаси как раз в конце затянувшегося периода высокой воды, и река была просто огромной!

    28. Ганг и Варанаси на рассвете.

    31. В Варанаси действует три моста через Ганг. Вдали виден один из них.

    32. Снова оказываемся напротив центральных гхатов Варанаси.

    34. Дарбхангагхат – его башни и башенки были построены в начале XX века двумя бихкарскими князьями и ярко выделяются на фоне набережной. На фотографиях, кстати, хорошо видно, что сейчас воды Ганга подступили практически к домам – а в сухой сезон уровень ниже на 10-15 метров, и взору открывается нижняя часть ступенчатых набережных, не видимая сейчас.

    36. Над Манмандиргхатом высится величественный дворец, построенный раджи Ман Сингхом. Интересно, что позднее другим правителем – махараджей Джайпура Джайсингхом II, в нём была устроена обсерватория.

    37. Солнце поднимается всё выше. Лодки, гхаты, храмы и дворцы Варанаси купаются в его лучах.

    39. Наконец, мы приближаемся к самому жуткому месту набережной – Маникарникагхату, возле которого на берегу Ганга навалены огромные кучи дров, а чуть далее стоит крематорий и горят погребальные костры, где каждый день кремируют сотни умерших.

    42. Служитель поправляет угли огромной бамбуковой палкой. Этот погребальный костёр уже почти догорел – при желании в глубине дров можно увидеть остатки человеческого черепа. Но – это если смотреть сверху, с крематория, а не в этом ракурсе. :))

    43. За крематорием ниже по реке находятся интересные сооружения Скиндиягхата. Пишут, что они оказались так тяжелы, что в начале XX века обвалились в Ганг, и были восстановлены только в 1937 году.

    44. Причаливаем к берегу. Ганг – священен. Наличие рядом крематория и погребальных костров нисколько не смущает индусов – купаются прямо здесь же.

    45. На одних лодках подвозят дровишки для печей, на других – катают туристов.

    46. Теперь – немного прогуляемся по улочкам и посмотрим крематорий поближе.

    47. На улицах Варанаси кишит много разного народу – подчас странного и по нашим меркам довольно маргинального вида. Что они все тут ищут возле крематориев – непосвящённому трудно понять. Пишут например, что в Варанаси есть особая каста – аскори, аскеты, которые отрицают все нормы морали, живут прямо на местах кремации и даже практикуют каннибализм, считая, что таким образом смогут достичь просветления.

    48. У крематория живут стаи собак-трупоедов, которые питаются несгоревшими человеческими останками.

    49. Огромная куча дров для кремации.

    50. За скромную плату можно подняться и в сам крематорий – правда, фотографировать печи и саму зону, где сжигают мертвецов, запрещено. Зато с верхней площадки крематория открываются очень красивые виды Ганга и набережных Варанаси.

    Читайте также:  Фото городов Сьерра-Леоне

    52. Справа, где сидят люди, в широкоугольный объектив удалось поймать часть площадки, на которой стоят печи и где собственно происходит кремация.

    Сжечь себя в священном Варанаси может позволить себе далеко не каждый индус – очередь на кремацию в столь святом месте немалая, да и дрова очень дороги и в дефиците. Сопровождавший меня работник крематория и по совместительству служитель одного местного хосписа, сказал, что стоимость одного бревна составляет 500 рупий (500 рублей) и попросил пожертвовать эти деньги для возможности кремации бедных людей. Это позволит заодно очистить и мою карму, а ещё за это он разрешит мне сделать одно любое фото в зоне кремации. Я заплатил. За одно бревно – одно фото, причём сотрудник строго следил, чтобы я не сделал больше одной фотографии. Ну одна – так одна. Я долго прицеливался и в итоге сфотографировал печь крематория крупным планом.

    53. Вот эта фотография.

    54. Полазав вдоволь по крематорию, снова возвращаемся в вереницу улиц Варанаси. Впрочем, после крематория ты уже на такой волне, что ощущаешь себя здесь вполне в своей тарелке. :))

    В конце прогулки завернули в небольшой магазин местных масел и благовоний. Помимо прочего, мне предложили приобрести ароматические масла для кожи на основе опия – пахли они действительно вкусно, но у меня возникли сомнения, что их столь же по достоинству оценят завтра шереметьевские таможенники и их нюхастые четвероногие друзья. Поэтому я вежливо отказался от опиумных масел – и потом в отеле на всякий случай хорошо помыл руку в том месте, где на неё нанесли “пробничек” – поди потом доказывай, “что ты не верблюд”. :))

    И вот – на столь возвышенной ноте пришло время попрощаться с Индией. За неделю мы многое посмотрели, а круче, чем в Варанаси, уже всё равно, наверное, ничего не “вштырит”. :)) Так что пора домой – в чистоту, в тихую и спокойную по сравнению с Индией Москву, в столь приятную октябрьскую прохладу и конечно к родным и близким. Вечерний борт из Варанаси в Дели, ночная стыковка на прямой московский рейс, и мы дома! Этим постом я заканчиваю серию своих репортажей про Индию. Страна конечно весьма специфическая и не для всех, но мне очень понравилось! А всем, кто читал и следил – спасибо за внимание! :))

    23. В центре Варанаси на берегу Ганга находятся два крематория – вот первый из них. Для индусов кончина и кремация на берегу священной реки – важный ритуал. Они верят, что в этом случае обретают немедленное спасение. Сжигая тело, освобождаешь душу. Многие стремятся умереть и быть сожжёнными именно здесь. В Индии отношение к смерти несколько иное, чем у нас.

    Тайны Варанаси

    Тайны Варанаси

    Загадочный город Варанаси расположен на севере Индии в штате Уттар-Прадеш. В те времена, когда Индия была английской колонией, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши — «Светоч». Даже среди тиртха (мест паломничества)

    Варанаси — особый город. Индусы считают его наисвятейшим городом и иногда называют центром Вселенной. Согласно индуистским историческим хроникам, именно отсюда началось сотворение мира.

    Варанаси называют «вечным городом», и он действительно самый вечный город на Земле. Он упоминается еще в «Ригведе», «Рамаяне» и «Махабхарате» и до сих пор остается «обитаемым». Побывав здесь однажды, Марк Твен писал: «Бенарес старше истории, старше традиций, старше даже легенд, а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые».

    История Варанаси уходит в глубину веков. Его посещали древние цари из династии Маурьев — Чандрагупта, который в III в. создал первую в истории Индии единую державу[48], и ревностный буддист Ашока, и покровитель поэтов и ученых Харшавардхана из династии Пушпабхути, правившей в VI–VII вв. в Стханешваре в нижнем течении Ганга. Побывали здесь и могольские императоры: Акбар, Джахангир и Аурангзеб.

    На протяжении веков Варанаси олицетворял разум и дух Индии. Город, омываемый священными водами Ганга, являлся средоточием религии, философии и науки. Здесь проповедовали пророк джайнизма Махавира и основатель религии сикхов[49] Гуру Нанака. А двадцать пять веков тому назад в городке Сарнатх, что находится в 10 километрах от Варанаси, Будда впервые поведал миру о своем учении о просветлении.

    Позднее Варанаси превратился в важнейший центр индуизма, хотя, начиная с XI в., неоднократно подвергался вторжениям исламских завоевателей. Апогей этих разрушительных нападений был во времена правления императора из династии Великих Моголов Аурангзеба, который разрушил практически все храмы города, а самые значительные из них превратил в мечети.

    Священное семейство Шивы на горе Кайлас. XVIII в.

    Хотя «вечный город» Варанаси служил центром цивилизации и науки на протяжении почти 2000 лет, сейчас Варанаси можно назвать одним из самых неразвитых городов Индии с точки зрения норм западной цивилизации. Однако и современный Варанаси остается значительным центром изучения различных наук, особенно изучения санскрита, и студенты приезжают сюда со всех концов Индии. К тому же считается, что тот, кто побывал в Варанаси, обретает духовное прозрение и мистическую силу. «Каши-Пурана» говорит, что даже тот, кто просто стремится попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней.

    В Варанаси особо почитают Шиву, и, по легенде, этот город — его земная обитель. Когда Шива женился на Парвати, они обосновались в его небесном жилище на горе Кайлас. Но однажды, когда божественные супруги рассматривали Землю, их глазам предстал дивный город, полный великолепных дворцов, храмов и садов. Тогда Шива и Парвати спустились на Землю и поселились в Каши.

    Считается, что в Варанаси есть храмы всех богов индийского пантеона. Варанаси также называют «городом тысячи храмов», и здесь нет никакого преувеличения — их даже больше. Наиболее знаменит Каши Вишванатх — «Золотой храм», на позолоту куполов которого пошло 800 кг золота. Здесь почитают Шиву — Повелителя Вселенной (именно так переводится слово «Вишванатх»). По преданию, это место было священным уже много тысяч лет, поскольку именно здесь появился первый джотьирлингам (у индуистов — несотворенный или самопроявленный лингам Шивы, а также название 12 святынь в шиваизме). Еще в Пуранах говорится, что тут находился огромный храм. Но в XII веке его разрушили мусульмане. Храм отстроили, но в XIII веке мусульмане его опять уничтожили. Храм возродился в правление великого и веротерпимого Акбара, но его правнук Аурангзеб счел за лучшее возвести на этом месте мечеть. Новое здание построили в 1785 году, и сейчас это самый священный храм Варанаси. Лингам — святыня храма — и поныне здесь, его удалось сохранить, спрятав от глаз мусульман в колодце. Украшенный цветами, он стоит в обрамленном серебром углублении в полу. Лингам обвивает серебряная кобра.

    Еще один очень почитаемый храм Варанаси — Кедарешвар. Он символически воплощает храм Кедарнатх — самое главное святилище Шивы, которое находится в Гималаях и хранит другой джотьирлингам. Здесь поклоняются Шиве как повелителю «кедара» — небесного поля, где растет урожай освобождения.

    В полном мистики городе Варанаси есть и совсем иная культовая архитектура. Город расположен на берегу Ганга и спускается к воде многочисленными гатами. Гат, или гхат, — это особая лестница, нисходящая прямо к воде. Она служит для исполнения религиозных церемоний. Вообще, большинство водоемов в Индии являются священными и обрамлены гатами, на которых верующие совершают обряды омовения. Практически в каждом индуистском храме существует священный водоем с гатами. Но гаты Ганга — самые многолюдные в Индии, поскольку Ганг является самой священной рекой, символом жизни и плодородия. Одни индусы считают эту реку порожденной Шивой, другие верят в то, что она родилась из стоп бога Вишну.

    В Варанаси — 80 гатов, и все они спускаются к западному берегу великой реки. Да и все постройки Варанаси, будь то храмы или магазины, кафе, офисы или жилые дома, тоже находятся на западном берегу. А на восточном нет ничего. Там никто никогда не жил. Случайность? Отнюдь нет. На восточном берегу — мир мертвых, место, куда Шива переправляет души умерших людей.

    Шива — разрушитель, но он же — тот, без которого новое не могло бы родиться. Сила Шивы, как утверждают индусские учителя-гуру, направлена не против человека, а против всего иллюзорного в мире. Он уничтожает и саму смерть, уничтожает время, ибо все, что существует во времени, тленно и обречено на смерть. Освобождая верующего из пут времени, Шива ставит его вне времени. Поэтому наполненный паломниками Варанаси считается благоприятным местом для. умирания и обеспечивает прерывание бесконечной цепочки перерождений. Люди стремятся умереть в Варанаси, чтобы умереть не умирая и перенестись в вечное блаженство, слиться после телесной смерти с вечной истиной. Многие умирают по дороге в душных поездах, так и не добравшись до заветного места. Сюда же люди привозят тела умерших, чтобы сжечь их на одном из гатов — даже это облегчает дальнейшую судьбу покойного. Важно лишь, чтобы тело было сожжено, а его прах опущен в воды священной реки — великий Ганг считается одновременно и Рекой Жизни, и Рекой Смерти.

    Варанаси называют Махашмашана — «Великое место кремации». Здесь есть особые гаты, где производятся только церемонии похорон. Именно на шмашане сжигают тела умерших и отправляют прах в воды реки, освобождая души от страданий и очищая от грехов, накопленных в течение жизни. Тело сжигают, поскольку считается, что пока оно цело, душа может попытаться войти в него обратно. Душа еще плохо понимает, что произошло, и не знает, куда ей направиться. Она привязана к телу и не отходит от него ни на шаг. Когда тело сжигают, она начинает искать, куда двигаться.

    Погребальные костры на гатах горят и днем, и ночью. Пепел сбрасывают прямо в воду. Часто бывает так, что остатки не полностью прогоревших тел сбрасывают в реку, и они становятся пищей для рыб или собак. Трупы сжигают не бесплатно. Фиксированной цены нет. Вязанка обычных пальмовых дров, которую неприкасаемые строго отмеривают на огромных чашах древних весов, стоит около 50 $, сандала — до 200 $. Возжечь погребальный костер можно лишь из священного огнища, по преданию, данного богом Вишну, — и тоже за отдельную плату. Сожжением трупов заведуют молчаливые служители похоронного обряда — домы, неприкасаемые, самая низшая каста в индийской иерархии, которой воспрещено жить по-соседству с другими. Они обитают в тесных кварталах, прилегающих к гатам, на таких узких улочках, что в них не заглядывает солнце. И лишь царь «неприкасаемых» живет в настоящем дворце, нависающем над Гангом. Этот дворец выглядит богато, но внутри там очень бедно и просто, как в лачугах остальных неприкасаемых. Домы и не представляют, как можно по-иному обустроить жилище.

    Рядом с погребальными кострами нависает темной массой замок, стоящий не на фундаменте, а на могучих колоннах. Это крематорий, которому, несмотря на древний облик, всего около десяти лет: власти попытались внести прогресс в древний обряд, построив электрический крематорий, пепел из которого также опускается в воды Ганга. Но новация, несмотря на явно демпинговую цену в 12 $ при среднем похоронном бюджете в 500 $, не прижилась. «Мы народ консервативный. Кто же захочет сгореть на электричестве? В святых книгах такого нет. Да и электричество бывает не всегда. Да и пепел потом смешивают в одну кучу. Нет, костер надежней», — говорят индусы. Скептики, однако, подозревают в неуспехе нового дела руку домов, кровно заинтересованных в сохранении древнего обряда. А в простаивающем крематории за неимением посетителей пока разместились музыкальный центр и интернет-кафе. Это один из парадоксов Индии.

    Многие люди не выдерживают даже вида шмашана, одного запаха, осознания того, что тут горят тела, но некоторые на шмашане живут. Он становится их домом, местом, где они регулярно проводят свои мистические практики — садханы.

    В Индии очень серьезно относятся к святости, духовному знанию, просветлению. В большинстве индуистских домов, магазинов и офисов стоят алтари и святыни, и день, как заведено, начинается с почитания богов и учителей-гуру. Для индуистов духовное просветление всегда являлось высшей задачей в жизни, единственной вещью, которая дает ей смысл и цель. Более того, просветление — это состояние бытия, которое в принципе достижимо каждым. Обычному человеку, тем не менее, нужно пройти много рождений, чтобы стать просветленным, видеть Бога и слиться с Брахманом.

    Многих интересуют вопросы о тайных религиозных культах, подпольных ашрамах и засекреченных учителях. Существует ли до сих пор в Индии «тайное знание», скрытое от непосвященных, дающее быстрое просветление и постижение всех тайн Вселенной? Знатоки вопроса могут сказать: да, конечно, великое освобождающее знание существует, но им трудно овладеть не в силу его засекреченности, а потому, что подготовка к его восприятию требует тотальной самоотдачи, на которую современный человек, погруженный в суету, почти не способен. Высшая задача просветленных учителей и состоит именно в том, чтобы делиться своим знанием с людьми, а не прятать его в гималайских пещерах и недоступных общинах.

    С незапамятных времен индусы верили, что есть кратчайший путь для желающих достичь просветления в этой жизни, а не в следующих. Те, кто следует ему, — это садху. Индусы считают их святыми. Садху радикально отвергают мир, всецело фокусируясь на Высшей Реальности, лежащей за его пределами. Они обрывают все семейные узы, не имеют ни дома, ни имущества, носят минимум одежды или не носят ее вообще, едят скудную и простую пищу. Обычно они живут сами по себе, вне общества, и проводят свои дни в поклонении божеству. Некоторые проводят магические ритуалы, другие практикуют сильные формы йоги и медитации, чтобы увеличить свою духовную силу и достичь мистического знания.

    Обычному человеку трудно понять эту степень самоотречения. А экстремальные умерщвления плоти, которыми некоторые садху намереваются ускорить свое просветление, и вовсе непостижимы. Есть такие, кто держит свою правую руку поднятой до тех пор, пока она не превратится в подобие палки. Некоторые вообще не садятся и не ложатся годами, хранят молчание много лет или подолгу голодают. Существуют и совсем уж необычные формы аскезы. Постоянные обитатели мест кремации — адепты мистической секты агхора, хотя сектой агхору можно назвать условно: разные люди исповедуют это учение по-разному.

    Агхори совершенно спокойно могут сидеть рядом с трупом и ждать пока под действием температуры обгоревший череп с глухим хлопком лопается, и тогда они выковыривают и съедают слегка проваренное желеобразное содержимое. Вместо тарелок они могут использовать черепа, не удосужившись очистить их от остатков мозгового вещества и варят рис в воде, которую черпают из реки тут же у шмашана. Что это — кадры из мистического триллера? Нет. Это ритуалы.

    В переводе с санскрита «агхора» означает «не ужасающийся» («а» — «не», «гхор» — «ужас»). Агхора — тоже тантра, но экстремальная. Агхори — члены секты — не разделяют проявлений Бога на светлые и темные. Мир и живых людей они воспринимают так же, как и трупы. Для них весь мир — это уже потенциально мертвое. Практикуя страшные вещи, такие как манипуляции с трупами и черепами, жизнь на местах кремации, употребление в пищу разложившихся останков животных и даже людей, агхори пытаются ступить за пределы влечения и отвращения, они стремятся стать подобными Луне и Солнцу, ветру, воде и времени — всем тем вещам, которые дают и забирают жизнь всей материи во Вселенной без различия на высокое и низкое, плохое и хорошее. Агхори едят экскременты и пьют мочу, даже собачью, оскорбляют людей грязными выражениями, они медитируют, сидя на трупе, и совокупляются с проститутками прямо на шмашане. Агхора учит принимать мир, принимать грязь, принимать тьму так же, как и свет, считая это разными проявлениями одной реальности.

    Агхори подражают наиболее экстремальным качествам Шивы как Победителя Смерти: его любимое место — это поля для кремации; он купается в пепле от погребальных костров; он носит ожерелье из черепов и костей; он держит духов и призраков как компанию; он постоянно в состоянии опьянения наркотиками или алкоголем; и он ведет себя как безумный. Агхори охотно нарушают все аскетические табу, убежденные, что «заменой всех ценностей на противоположные» они ускорят просветление. В то время как всем садху полагается быть вегетарианцами и трезвенниками (впрочем, как и всем индуистам), агхори едят мясо и пьют алкоголь.

    Агхори принимают все существующее во Вселенной, как часть Бога — Бог ничем не ограничен и присутствует во всех явлениях. Легко видеть божественное в приятных и красивых феноменах и очень трудно признать божественное начало во всем губительном, уродливом и грязном. Таким образом, ум человека находится в плену и не в силах насладиться безграничным единством. Смерть, страдания и уродства обладают огромным могуществом и силой и поэтому контролируют человеческую жизнь. Избегать и ненавидеть их глупо, так как убежать от них нельзя. Воевать с этим еще глупее: кто победит — человек или могучие божества? Попусту страдать от этих явлений — тоже проявление глупости. Для победы над ужасными силами, как полагают агхори, надо постичь их значение и их тайны, более того, смертью можно воспользоваться. Здесь заканчивается психология и начинается магия.

    Читайте также:  Храм Христа Спасителя в Москве — подробная информация с фото

    Агхори проводят разные ритуалы и совершают разные садханы. Большая часть из них направлена на общение с духами, с духами умерших людей, с сущностями, которые никогда не были людьми, которые могут стать людьми, и с теми, которые никогда ими стать не смогут. Агхори признают, что это очень опасный путь. Агхори подобен минеру, который может ошибиться лишь раз в жизни. Малейшая неточность во время проведения ритуала или же малейшая психологическая слабинка — и все. Последствия общения с духами могут быть непредсказуемыми и ужасными. В лучшем случае агхори умирает.

    Агхори — преемники распространенного в средневековом Кашмире ордена капаликов, или «носящих черепа». Известно, что капалики жили на шмашанах, носили гирлянды из человеческих костей, пили вино и употребляли наркотики, ели из черепов, практиковали ритуальный секс и человеческие жертвоприношения. Есть сведения, что человеческие жертвоприношения совершают и агхори.

    В прошлом численность последователей агхоры была очень велика. В начале XX века только в священном городе Варанаси было несколько сотен агхори. Сейчас в Индии насчитывается около тысячи адептов этого учения, полностью отрекшихся от мира. Внешне их легко распознать — они обвешаны гирляндами из костей змей и повсюду носят с собой человеческие черепа.

    Несмотря на шокирующие ритуалы, к агхори в Индии относятся вполне терпимо и даже с почтением. Считается, что они обладают сверхъестественной силой. Многие убеждены, что если они помешают «избранникам Шивы» поедать мертвецов и совершать свои ритуалы, то их души будут прокляты. По словам индийских юристов, существующими в стране законами каких-либо ограничений для агхори не предусмотрено.

    Надо отметить, что существует и направление «умеренных агхори». Это тоже достаточно старая индийская традиция, ведущая свое начало с XVI века. «Умеренные агхори» придерживаются того же учения, что и «агхори-экстремисты», но отличаются от последних тем, что не практикуют мрачных ритуалов, связанных со смертью, а трансформируют свою психику делами благотворительности среди низших социальных слоев Индии, ухаживая за людьми и животными, страдающими чудовищными заразными болезнями. Сейчас одним из главных центров «умеренных агхори» является ашрам в Варанаси — Кина Рам. Здесь постоянно живет около 30 агхори-монахов, которые выглядят, в отличие от экстремальных агхори, вполне презентабельно. При ашраме существует больница для прокаженных — агхори, постигающие в своих практиках суть смерти, болезней и разложения, славятся как очень умелые целители.

    Безусловно, Варанаси может шокировать. Но никто из посетивших этот город не останется равнодушным. Варанаси ломает привычные концепции, изменяет сознание и заставляет задуматься. Варанаси (напомним и другое его название — Каши) — это по-настоящему индийский город, город с тремя ликами — древней, средневековой и современной Индии. Бытует индуистское предание, что, когда случится всемирный потоп, погибнет все и лишь Каши («Светоч») останется источником Вечного Света. Он один из главных путей или бродов, по которым человек переходит из физического мира в иной мир, мир вечной жизни и блаженства. Ибо только здесь, в Варанаси, у этого брода, раскрывается внутренняя сущность человека.

    Агхори совершенно спокойно могут сидеть рядом с трупом и ждать пока под действием температуры обгоревший череп с глухим хлопком лопается, и тогда они выковыривают и съедают слегка проваренное желеобразное содержимое. Вместо тарелок они могут использовать черепа, не удосужившись очистить их от остатков мозгового вещества и варят рис в воде, которую черпают из реки тут же у шмашана. Что это — кадры из мистического триллера? Нет. Это ритуалы.

    Гхаты

    Гхаты — это жемчужина Варанаси. Всего, вдоль берега, их 84. Два из них, являются действующими крематориями, некоторые — это действующие храмы, а некоторые заброшены. Лучше всего осмотреть гхаты с середины реки ранним утром. Восходящее солнце обольет западный берег теплым светом и будет возможность сделать отличные снимки. Естественно, что для этого вам понадобится лодка, экскурсии на которой вам будут предлагать на каждом шагу. Конкуренция большая и можно смело торговаться. Обычно, часовая экскурсия стоит около 200 рупий.

    Дарбханга Гхат

    Как и тысячи лет назад, тела сжигают с помощью дров, которые ровными штабелями складывают вокруг Гхата. Дрова привозят на плотах по воде и они стоят дорого. Прах в последствии сбрасывают в Ганг. Воды Ганга, приходящие в Варанаси уже очень грязные, а после всего, что в него скидывают, уровень загрязнения просто экстремальный. Несмотря на этот факт, местные совершают омовения, чистят зубы и даже пьют воду из Ганга. Местные ребята меня уверяли, что вода такая чистая, что иногда в нее заплывают дельфины.

    Путешествовать – просто!

    27.

    Тест: узнай кем бы ты был, родившись несколько столетий назад

    В конце каждой новости есть иконки социальных сетей.
    Делитесь интересными новостями со своими друзьями в
    соцсетях как можно чаще и тогда вы сможете порекомендовать наш проект друзьям и знакомым, тем самым помочь сайту.

    Тест: кем бы вы были, родившись несколько столетий назад

    Представьте, что вы родились не в этом столетии. Кем вы были бы? Получилось бы у вас оставить след в истории? Пройдите тест и узнайте это!

    В нашем тесте мы подготовили для вас 12 известнейших картин. Только образованный человек сможет безошибочно определить название и автора произведения!

    Знаете ли вы, какие цели и задачи ставит перед собой государство? Ответ на этот вопрос и на многие другие вы найдете в нашем тесте. Сможете ли вы набрать хотя бы 9/12? Давайте проверим!

    Незнание закона не освобождает от ответственности. Предлагаем пройти тест по теме уголовное право, где вас ждут 12 вопросов из этой отрасли. Сможете ли вы набрать хотя бы 10/12?

    Деменция − это заболевание, в процессе которого человек утрачивает способность мыслить. Предлагаем вам пройти наш японский тест на развитие деменции. Вас ожидают задачи на логику и сообразительность. Еще никому не удавалось пройти тест без ошибок!

    В нашем тесте по теме нормы права собраны самые необычные и удивительные законы со всего мира. Мы считаем, что невозможно набрать даже 10/12. Сможете нас разубедить?

    Предлагаем вам пройти тест на дурака онлайн, где собраны самые неочевидные вопросы и самые очевидные ответы! Думаете, что это просто? Мы уверены, что вы не сможете набрать даже 10/12!

    Считаете себя образованным человеком? А сможете это доказать? В этом тесте на общие знания еще никто не набирал больше 4/12 правильных ответов. У вас есть всего одна попытка.

    Мы живем в век информационных технологий. Каждый день человечество делает новые открытия в этом направлении. Предлагаем вам пройти наш тест по теме технологий и узнать, хорошо ли вы разбираетесь в данной сфере. Вам должно быть стыдно, если провалитесь.

    Тест на пошлость для девушек и мальчиков вопросы и картинки – такой запрос в Интернете делается более полумиллиона раз в месяц! Так что если вы вдруг стеснялись того, что хотите узнать уровень своей пошлости, то, как видите, очень зря. Мы разработали список вопросов, который вас очень порадует. Тест на пошлость с картинками на русском определит ваш точный процент. Узнаем, насколько он высок!

    Некоторым людям достаточно одного взгляда на лицо человека, чтобы потом узнать его из тысячи других незнакомцев. А кто-то, напротив, часами может рассматривать и запоминать все детали картины, но при этом не найти ответа на вопрос, что на ней было изображено, а что нет.

    «Союзмультфильм» создал около 1,5 тысяч мультиков. Эти творения знают и любят все, кто родился и вырос во времена Советского Союза. Предлагаем вам пройти тест, который покажет насколько вы внимательно смотрели эти шедевры.

    Тест “кто ты из Наруто?” определит, какой герой этого аниме похож на тебя как две капли воды. Может быть, ты Саске или Какаши? Или Сакура? Орочимару, Джирайя, Цунаде, Хината – вариантов много. Пройди тест реакция героев Наруто на тебя и узнай, кто ты на самом деле!

    Зачастую восковые копии знаменитостей выглядят настолько безупречно, что их трудно отличить от живого человека. А сможешь ли ты отличить, где настоящая звезда, а где модель из воска? Не забудь поделиться результатом в комментариях!

    Можно долго копаться в себе, выискивая ответы на собственные вопросы, а можно сделать один клик и понять, кто ты есть на самом деле. Не забудь поделиться результатом в комментариях.

    Сможешь ли ты соотнести тело спортсменки и дисциплину, в которой она выступает? Готовы? Тогда — удачи! Не забудьте поделиться результатом в комментариях!

    Ты знаешь, как себя вести, когда влюбилась? Или теряешься при встрече с парнем, с которым у тебя могло бы что-то получиться? Пройди этот тест и узнай, какую оценку тебе бы поставили на факультете любви.

    Сейчас мы узнаем как хорошо или плохо ты учишься/учился в школе!

    Расстояние между Россией и США всего 4 километра? Существуют ли существа, способные жить до 500 лет? Пройди тест и узнай, сможешь ли ты отличить правдивые факты от ложных.

    Многие необходимые знания просто-напросто вылетают из нашей головы, когда мы заканчиваем школу. Этот тест поможет проверить, насколько хорошо сохранились ваши знания. Для чистоты эксперимента мы рекомендуем не пользоваться поисковиками.

    Советские студенты были куда более грамотнее нынешних. Это связано с тем, что они были более мотивированы. После окончания учёбы у них не было неопределенности, они уже уже твёрдо знали, чем будут заниматься в будущем. А сейчас предлагаем проверить твою грамотность и сравнить её с уровнем грамотности советского студента.

    Три коротких слова, которые дадут самое точное описание каждого знака зодиака.

    Говорят, что работа либо спокойная и комфортная, либо приносит вам деньги. Неужели эти две вещи совместить невозможно? На эту тему можно философствовать долго, но вот стрессы и апатия – это уже вопрос, который не терпит отлагательств. Тест на профессиональное выгорание и конфликты на работе поможет вам выявить и предотвратить психические расстройства, а также даст ответы на другие актуальные вопросы!

    Что подарить на 8 марта? Обзор подарков на Алиэкспресс. Выбрали несколько интересных вариантов

    В нашем тесте вас ожидают вопросы по культуре, литературе, истории и окружающем мире! Учтите, что вам придется полагаться только на свои знания. Максимальный балл еще никому не удавалось набрать. А сможете ли вы?

    Давно ли вы закончили школу? Как показывает практика, через пять лет после выпуска мало кто помнит хотя бы 30% информации, которая была получена за школьной скамьей. Даже лёгкие вопросы из программ общеобразовательных учреждений ставят в тупик взрослых. Вы еще помните такие слова, как демократия, параллелограмм и рудимент? Если да, то у вас есть все шансы стать исключением из правила. Докажите, что не зря учились 11 лет!

    Что вы знаете о такой дисциплине как “педагогика”? Предлагаем вам пройти наш тест на тему педагогическая деятельность с ответами и проверить, хорошо ли вы разбираетесь в данной сфере!

    Предлагаем вам пройти тест на дурака онлайн, где собраны самые неочевидные вопросы и самые очевидные ответы! Думаете, что это просто? Мы уверены, что вы не сможете набрать даже 10/12!

    Считаете себя образованным человеком? А сможете это доказать? В этом тесте на общие знания еще никто не набирал больше 4/12 правильных ответов. У вас есть всего одна попытка.

    Ни зги не видно

    Согласно одной из версий, слово «зга» произошло от названия части конской упряжи — колечка в верхней части дуги, в которое просовывали повод, чтобы не болтался. Когда ямщику нужно было распрячь лошадь, и было так темно, что этого колечка (зги) не видно было, говорили, что «ни зги не видать».

    Согласно другой версии слово «зга» произошло от древнерусского «сътьга» — «дорога, путь, стезя». В таком случае смысл выражения трактуют — «так темно, что не видно даже дороги, тропы». Сегодня выражение «ни зги не видно», «ни зги не видать» означает «ничего не видно», «непроглядная тьма».

    Слепой слепца водит, а оба зги не видят. (посл.)

    «Над землёй висит тьма: зги не видно. » (Антон Чехов, «Зеркало»)

    В русском языке слово «сапа» и выражение «тихая сапа» означало работы, которые ведутся с особой осторожностью, без шума, для того, чтобы подобраться к противнику незаметно, в полной тайне.

    30 цитат королевы сарказма Фаины Раневской

    Фаина Раневская была великолепной комедийной актрисой, причем она не просто играла комедию. Она жила этим, хотя жизнь ее больше напоминала трагикомедию, а не легкий водевиль. Она была из тех женщин, которые за словом в карман не полезут и легко приколошматят оппонента острым словцом.

    Из сотни-другой афоризмов, разбросанных Раневской по пути — когда ненароком, когда сгоряча — мы выбрали 30 таких, которым позавидует любой писатель-сатирик:

    Оптимизм — это недостаток информации.

    Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.

    Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому.

    Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать.

    Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.

    Если человек тебе сделал зло — ты дай ему конфетку. Он тебе зло — ты ему конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет.

    Женщина, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

    Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть.

    Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

    кадр: Ленфильм

    Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

    Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность!

    Получаю письма: «Помогите стать актёром». Отвечаю: «Бог поможет!»

    Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

    — Как жизнь, Фаина Георгиевна? — Я вам еще в прошлом году говорила, что говно. Но тогда это был марципанчик.

    Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.

    Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

    Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.

    В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.

    Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

    кадр: Мосфильм

    Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.

    Даже под самым пафосным павлиньим хвостом всегда находится обыкновенная куриная жопа.

    Самое трудное я делаю до завтрака. Встаю с постели.

    Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности: брюнетки или блондинки?» Не задумываясь, она ответила: «Седые!»

    Нет толстых женщин, есть маленькая одежда.

    Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

    Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой — морда становится меньше, но грустнее.

    Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

    Тест на сообразительность: попытайтесь ответить хотя бы 9/15

    Пройдите наш тест и узнайте, вы сообразительны или подвисаете?

    • Сингапур
    • Япония
    • Монголия
    • Нет такой столицы
    • Принятие конституции США
    • Восстание декабристов
    • Варфоломеевская ночь в Париже
    • Великая октябрьская революция
    • Русско-литовская война
    • Стояние на Угре
    • Крымская война
    • Ледовое побоище
    • «Золотой теленок»
    • «Недоросль»
    • «Муму»
    • «Горе от ума»
    • Испания
    • Бразилия
    • Германия
    • Хорватия
    • Русско-турецкая война
    • Русско-шведская война
    • Первая мировая война
    • Вторая мировая война
    • Готический стиль
    • Модерн
    • Барокко
    • Русско-византийский
    • Италия
    • ЮАР
    • Норвегия
    • США
    • Ливерпуль
    • Париж
    • Лондон
    • Лос-Анджелес
    • Белое
    • Черное
    • Красное
    • Желтое
    • Адыгейцы
    • Татары
    • Эскимосы
    • Дагестанские народы
    • Нижегородская область
    • Ленинградская область
    • Тульская область
    • Астраханская область
    • То как зверь она завоет, то заплачет как дитя
    • Все пройдет, как с белых яблонь дым
    • Пифагоровы штаны на все стороны равны
    • Живой труп
    • Выигрыш в споре
    • Программирование
    • Озарение
    • Азарт
    • Листья
    • Корни
    • Побеги
    • Стебли
    • знания
    • кругозор
    • мышление
    • тесты
    • ум
    • эрудиция

    я от первого вопроса. .А Даккар-столица какой страны?

    Добавить комментарий