Достопримечательности Львова с описанием и фото – куда сходить и что посмотреть самостоятельно, советы по пребыванию, туристическая карта

Самолетом

Как уже упоминалось выше, в городе нет собственного аэропорта, но из столицы и других городов России можно прилететь в Симферополь, а оттуда попасть на курорт автобусом или такси. Для тех, кто хочет путешествовать с комфортом всегда имеется вариант аренды автомобиля. Билет с пересадкой в Москве обычно стоит вдвое дешевле, чем прямые перелеты из других населенных пунктов.

Как уже упоминалось выше, в городе нет собственного аэропорта, но из столицы и других городов России можно прилететь в Симферополь, а оттуда попасть на курорт автобусом или такси. Для тех, кто хочет путешествовать с комфортом всегда имеется вариант аренды автомобиля. Билет с пересадкой в Москве обычно стоит вдвое дешевле, чем прямые перелеты из других населенных пунктов.

Достопримечательности Дебрецена с описанием и фото – куда сходить и что посмотреть самостоятельно, советы по пребыванию, туристическая карта


Многочисленные выставочные павильоны, парки и концертные площадки, рестораны и кафе неизменно привлекают внимание москвичей и гостей столицы. На территории располагается самый большой океанариум в Москве, а также многое другое. Даже целого дня не хватит, чтобы обойти тут все интересное.

Маршрут достопримечательностей Тбилиси

Тбилиси — удивительный город. В нем каждый день можно находить новые места, восхищаться необычным сочетанием, казалось бы, не сочетаемых построек и даже целых кварталов, удивляться и радоваться мирному сосуществованию православных церквей, мусульманской мечети и иудаистской синагоги.

Рядом с колокольней на территории храма Цминда Самеба находится птичник и небольшой пруд.

Здесь можно провести месяц, погрузившись в местный колорит или пару дней, увидев всю красоту города, а может, и его сердце…

Чтобы полюбить Тбилиси, лучше всего прогуляться по нему с местным гидом. Так получилось, что в 2018 году, мы по совету знакомых купили индивидуальную экскурсию и провели фантастические 12 часов с Диной. Увлекательные истории, новые удивительные места, в том числе и парадные, а также приятная компания — вот что ожидает Вас на прогулке с гидом. Кстати, если не успели найти «вкусное» место с хорошей грузинской кухней, ориентированной не только на туристов или не знаете какая баня лучше и как ее заказать, поинтересуйтесь об этом у гида во время экскурсии. Они подскажут и помогут с выбором. Дину можно найти на сайте: Georgia4travel.ru.

Если путешествуете без гида, начать рекомендуем с улицы Шота Руставели; с главного в Грузии собора Цминда Самеба или с подвесной дороги, выходящей с нового современного парка Рике. Любой из выбранных вариантов, принесет не только много радости и положительных впечатлений, но и позволит ознакомиться с местными красотами города.

Главные достопримечательности, которые нам удалось посетить за время пребывания в Тбилиси, мы рассортировали для удобства на группы. Каждую из них постараемся охарактеризовать и подробно описать.

Если вы в Грузии первый раз — мы настоятельно рекомендуем начать знакомство со столицей с обзорной экскурсии по городу. Кроме, собственно, экскурсии гид расскажет о местной специфике, выгодных магазинах и банках, поделится другими важными подробностями.

Торговые ряды

Начавшееся в XVII столетии торгово-промышленное развитие России затронуло и периферийную Верею. В ней ежегодно начали проводиться масштабные ярмарки, на которые отечественные и зарубежные купцы привозили разнообразные товары. Для улучшения условий торговли в 1830-х годах силами купеческого сообщества было возведено каменное здание квадратной формы, получившее в народе название «Торговые ряды». Во время Великой Отечественной строение получило значительные повреждения вплоть до разрушения южной части здания. Однако сейчас здание полностью восстановлено. И хотя внутри оно подверглось серьезным изменениям, внешний вид его сохранил первоначальный облик.

Генерал-лейтенант И.С. Дорохов в период Отечественной войны 1812 года был одним из военачальников российской армии. Он прославился тем, что сумел внезапным ударом своего отряда освободить Верею от засевшего в ней французского гарнизона. И хотя в 1815 он умер в Туле, но в своем завещании он попросил похоронить его в Верее, что и было сделано благодарными потомками. Спустя некоторое время скульптор А. Ф. Рахманин создал памятник герою, который был установлен рядом с Собором Рождества Христова. Однако простоял он недолго, всего 5 лет, пока его не разрушили большевики, пришедшие к власти в 1917. Через 40 лет памятник восстановили, вернув ему первоначальный вид.

Путеводитель

Сейчас бумажные путеводители стали заменять сервисами для мобильных устройств и персональных компьютеров, которые помимо описания и местоположения достопримечательностей содержат и другие полезные для путешественников данные.

Наиболее популярны среди таких путеводителей следующие:

  • Полиглот – сервис, который предоставляет не только данные о достопримечательностях города в разных странах, но и предоставляет раздел с небольшими разговорниками.
  • Вокруг света – издание, которое не только выпускает путеводители в бумажном виде, но и предоставляет сервис с электронными версиями путеводителей.
  • Smorodina – сервис, который содержит большой объем данных, позволяющий тщательно спланировать путешествие по городам России с учетом расположения всех достопримечательностей. Составлен с помощью реальных путешественников.
  • Thomas Cook – сервис, который предоставляет ссылки на файлы в формате pdf, содержащие всю информацию по достопримечательностям определенного города. Скачивание происходит бесплатно и без необходимости отправки SMS-сообщений.
  • Lonely Planet – сервис, содержащий данные, которые собраны профессиональными журналистами и путешественниками. Он включает информацию не только о месторасположении достопримечательностей, но и полезные места, такие как магазины, кафе и гостинцы. Также там можно найти полезные советы, которые пригодятся неопытному туристу.

Используя перечисленные сервисы, можно легко ориентироваться даже в незнакомом городе.

Достопримечательности «рядом со мной» можно найти только с помощью правильно построенного маршрута.

Свято-Ильинский храм


Детям здесь понравится, они могут поучаствовать в древних играх. Для школьников разработаны специальные программы, проводятся экскурсии.

Куда сходить в Калуге?

Достопримечательности — достопримечательностями, но стоит посетить и современные места старой Калуги. Ведь прошло много лет и столетей с момента создания града. Каждый век модернизировал его всё больше и больше. И вот сейчас Калуга имеет кинотеатры, кафе и рестораны, стоянки и вокзалы, торговые центры и терминалы.

Еда:

  • если вы желаете перекусить на завтрак и выпить чашечку кофе, то именно кофейня «Герои нашего времени» к вашим услугам (ул.Кирова,38);
  • если вам нравится богатая атмосфера, то ресторан «Марсала» примет вас (ул.Железняки,4);
  • если вы хотите получить эмоции и насладиться музыкой — «Овертайм Паб» — место, в которое хочется вернуться (ул. Глаголева,3, в трц «Московский»).

Шоппинг:

Богата Калуга и на торговые и развлекательные центры:

  • трц «МОСКОВСКИЙ», ул.Глаголева,3;
  • тц «РИО», ул.Кирова,19;
  • тц «Калуга 21 Век», ул.Кирова,1;
  • тц «Семейный», ул. Суворова, 113;
  • и многие другие.


Если у вас есть дети, и вы хотите их порадовать, то вы можете приобрести хлудневские игрушки, которые производятся в Калужской области в городе Хлуднев. Игрушки имеют особый рисунок. Зачастую хлудневские мастера изображают древо жизни — вот почему местные игрушки многие называют оберегом.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Древняя живопись церкви Феодора Стратилата на Ручью очень похожа с росписью храма Спаса Преображения на Ильине улице, выполненной Феофаном Греком, переклички очевидны: как в почти буквальном повторении некоторых сюжетов, так и в совпадении ряда деталей.

Церковь Федора Стратилата на Ручью

“В 1360 году новгородский посадник Семен Андреевич и его мать Наталья заложили на берегу Федоровского ручья церковь Федора Стратилата. В следующем году церковь была закончена. Церковь Федора Стратилата относится к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIV века”.

“Как и храмы первой половины XIV века, церковь Федора Стратилата представляет собой кубического типа четырехстолпную одноглавую постройку, в отношении пространственной композиции близкую к памятникам первой половины XIV века. Однако но сравнению с ними церковь Федора Стратилата — гораздо более законченное, зрелое художественное произведение.
Наиболее существенным новшеством был внешний облик храма. До недавней поры фасады храма завершались щипцами с многолопастной ползучей аркой под каждым щипцом. Исследование верхних частей церкви Федора Стратилата при восстановлении ее после войны привело к выводу о первоначальном трехлопастном завершении храма. Многолопастная арка па фасадах была лишь декоративным убранством. Трехлопастное завершение церкви Федора Стратилата было восстановлено в натуре.
В обработке фасадов зодчий Федора Стратилата вновь возвратился к трехчастному членению лопатками в соответствии с внутренними структурными членениями здания. На фасадах Федора Стратилата, особенно на барабане и апсиде, немало декоративных элементов. Барабан декорирован поясками трехугольных впадинок, арочек, различных нишек, апсида украшена вертикальными тягами-валиками, стянутыми полуциркульными арками. Окопные проемы и порталы имеют стрельчатые завершения, над окнами разнообразные по рисунку «бровки». Некоторые ниши на фасадах были украшены фресковыми изображениями. По своим архитектурным формам памятник близок к церкви Спаса-Преображения. Его фасады так же богато декорированы нишками, арочками, впадинками и крестами. При реставрации вместо более позднего восьмискатного покрытия было восстановлено первоначальное по трехлопастной арке. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII в.
В трактовке интерьера храма характерно расширение подкупольного квадрата путем приближения столбов к стенам. Необычно устройство больших полатей (хор), на которых были размещены и приделы и помещения, служившие в качестве хранилищ. На полати ведет каменная лестница, сделанная не в толще западной стены, как обычно, а в северо-западном членении здания. Деревянный переход вел с полатей вдоль южной стены в придел, посвященный патрону заказчика Симеону Дивногорцу. Внизу, в толще западной стены и под лестницей в южной стене, находятся несколько потайных ящиков и камер для хранения ценностей. Семен Андреевич рассматривал церковь не только как храм, но и как каменный сундук-сейф”.

“Внутри храма сохраняется роспись, приписываемая некоторыми исследователями работе Феофана Грека, а другими его ученикам — новгородским художникам. Живопись поражает своим высоким мастерством. Она схожа и в то же время отлична от росписей ц. Спаса-Преображения. Фрески церкви Федора Стратилата исполнены в серо-фиолетовых, голубых, зелено-желтых тонах. Используется прием нанесения красно-коричневой краской бликов по верху. Фигуры изображаются в движении. В этом состоит сходство. Отличает же их то, что изображенные фигуры святых более приземисты. Лица написаны не греческого типа, а скорее новгородского. Выражение их более мягкое, приветливое. Действие сцен развертывается на сложном архитектурном фоне.
Роспись церкви сохранилась не полностью. На стенах и сводах видим отдельные сцены из жизни святых, изображения святых. На северной стене привлекает внимание композиция «Сошествие во ад». Фигуры в ней построены в стремительном движении. На восточных столбах находится фреска с изображением Благовещения. Ангел из этой группы поражает своим высоким художественным исполнением. На стенах памятника сохранилось много граффити, т. е. надписей, выцарапанных на штукатурке в XIV—XV вв. Внизу в толще западной стены и под лестницей сохранились потайные камеры, в которых хранились сокровища заказчика этой церкви. Через лестницу, проходящую внутри церкви, поднимемся на хоры, которые представляют собою довольно просторное помещение. Здесь были устроены приделы и тайники. Вдоль южной стены хор шел деревянный переход в придел Симеона, устроенный над диаконником. На восточной стене хор имеется интересное изображение трех фигур в княжеских одеяниях. По-видимому это великий князъ Владимир со своими сыновьями Борисом и Глебом. С хор ведет лестница в барабан, где так же сохраняется древняя живопись”.

Читайте также:  Жизнь в Германии: плюсы, минусы и продолжительность

Не менее получаса я вокруг нее крутилась и никак не могла уйти..

До чего хороша на фоне темного грозового неба.
Притягивает взгляд, так и хочется смотреть и смотреть на нее бесконечно.

Не удивительно, что напротив церкви стоит элитный дом.
В Новогороде, я заметила, почти у каждой церквушки строятся именно элитные дома.
Такой вид из окна стоит недешево.

“В 1360 году новгородский посадник Семен Андреевич и его мать Наталья заложили на берегу Федоровского ручья церковь Федора Стратилата. В следующем году церковь была закончена. Церковь Федора Стратилата относится к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIV века”.

Исторический ликбез. Храм «Федора Стратилата» на Щиркове улице.

Сегодняшнюю запись в рубрику “Исторический ликбез” я решил посвятить церкви “Федора Стратилата” на Щиркове улице. Это одна из новгородских церквей, в названии которой встречается слово “Стратилат”. Есть еще церковь “Федора Стратилата” на Ручью и “Андрея Стратилата”, которая находится в юго-восточной части Кремля. Об этих памятниках архитектуры я надеюсь рассказать в отдельных статьях. Но давайте начнем с начала. И узнаем, кто же такой “Стратилат”.

Стратилат – слово греческое. В Византийской империи так называли высокопоставленного военного чиновника, занимающего должность одного из главнокомандующих, иногда совмещая управление некоторой частью империи. В греческих текстах стратилатами также называли и римских легатов, а иногда и римских пропреторов и даже римских проконсулов.

Святой Федор (Феодор) Стратилат это христианский святой, почитаемый в лике великомученика. Он почитается как покровитель православного воинства. По приказу римского императора Флавия Галерия Валерия Лициниана Лициния Феодор Стратилат принял мученическую смерть. Перед этим прожив достаточно интересную жизнь..

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в овраге на пустынном поле не далеко от города. Раз в день он выбирался оттуда в поисках пищи: человека или зверя. Лишь насытившись, змей возвращался в своё логово. Феодор решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве. Феодор уснул, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Которая предостерегла его об опасности.

А эта христианка Евсевия была не так проста. У нее в доме (согласно легенде) были погребены мощи другого христианского великомученика, Феодора Тирона. Этих святых иногда изображают вместе, а иногда даже путают. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были были воинами. Если “Стратилат” значит “военачальник”, то “Тирон” можно перевести как “новобранец”. Почему я на этом так подробно останавливаюсь? Читайте дальше, будет понятно. И надеюсь, интересно. Но продолжим о Феодоре Стратилате.

Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам. Император принял приглашение, и прибыл в город с восемью тысячами воинов. Ими было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи богов, а части раздал нищим. На следующее утро обман был раскрыт. Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. На допросе Феодор доказывал Ликинию правоту своей веры и неправоту верований императора. Император велел казнить непокорного. Феодора Стратилата подвергли многодневным пыткам, “он был высечен, его жгли огнем и рвали железными когтями”. Затем Феодора заточили в темницу и морили голодом в течение пяти дней, потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору “пришел Ангел и воин стал невредим”. В результате этого чуда весь город уверовал во Христа и жители пытались заступиться за своего стратилата. Феодор Стратилат проповедью прекратил междоусобицу, отдал последние распоряжения по разным вопросам, в том числе и по поводу места своего захоронения. После дополнительной молитвы он добровольно пошёл на казнь. Он был “усечен мечом” 8 февраля 319 года. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 июня. Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Очевидно, что Феодор Стратилат был весьма почитаемым христианским святым в Новгороде. Чем еще объяснить постройку сразу двух церквей, посвященных этому великомученику?

Но перейдем к самому храму. Церковь “Федора Стратилата” на Щиркове улице — объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (с 1992 года). Она расположена на перекрестке улиц Стратилатовской и Новолучанской. Да, Стратилатовской. В честь кого названа улица? Догадайтесь с трех раз.

Согласно Новгородской первой летописи (1016-1330 годов), в 1115 г. “заложил Воигость церковь святого Федора Тирона апреля в 28”. В других новгородских летописях церковь “Федора Тирона” названа каменной и обозначено ее местоположение: “среди Щирковы улицы и Розважи в Земляном валу”. Обратите внимание: не “Феодора Стратилата” а “Феодора Тирона”. Именно этому святому великомученику изначально был посвящен храм! Ну а кем был заказчик строительства Воигость, мы не знаем.

В 1292 году Новгородская первая летопись сообщает о новом строительстве церкви после ее разрушения: “Святого Феодора церковь почаша здати, которая порушилась”. Через два года новая церковь была закончена, сдана в эксплуатацию и освящена Владыкой Климентом. Известна даже точная дата. 18 октября 1294 года. Обратите внимание: храм все еще называется “Феодора Тирона”.

Впервые храм был назван “Федор Стратилат” в “Семисоборной росписи Новгорода Великого”, которая представляет собой перечень 162 престольных посвящений всех новгородских церквей и их приделов с распределением по семи соборным округам (в черте Окольного города). Составление росписи датируется 1466-1508 годами. Как получилось, что церковь “Феодора Тирона” стала храмом “Федора Стратилата”? Почему храм был переосвящен именем другого великомученика? Не известно. Но факт есть факт. Церковь стала называться иначе.

В 1546 году, согласно Новгородской четвертой летописи, церковь была освящена заново, после пристройки приделов. Двух приделов, Ипатия и. Феодора Тирона. В память о первоначальном освящении храма.

В период шведской оккупации 1611-1617 годов храм сильно пострадал. По Описи 1617 года, церковь “от немецких людей разорена, кровля ободрана и паперти обозжены, и стены поразбиты.. А колокола два взяли немцы”.

После шведов церковь “Федора Стратилата” долго не восстанавливалась. 65 лет церковь стояла в запустении, не было средств на реставрацию. Только в 1682-1688 годах церковь была восстановлена, богослужения в ней возобновлены. В 1710, 1783, 1804 и 1836 годах храм перестраивался. В конце XIX века в церкви “Федора Стратилата” появился новый придел, Владимирской Богоматери. На месте упраздненного придела Феодора Тирона.

Церковь “Федора Стратилата” долго была действующей. Она была закрыта только в 1930 году. В период Великой Отечественной войны почти не пострадала. После войны в церкви “Федора Стратилата” находился склад. Старая советская традиция, да. Но уже с 1974 года в храме начались исследования, раскопки, реставрационные работы. Окончательно памятник был реставрирован в 1991-2002 гг. (до 1992 г. рук. Г.М. Штендер, с 1992 — В.А. Дру­жинин): по натурным следам восстановлено палаточное завершение стен, оконные и дверные проемы, деревянные крыльца, лемеховое по­крытие глав, раскрыто большинство закладных крестов, проведено инженерное укрепление (Л.Н. Храпко). Силами Новгородского епархиального управления выполнено приспособле­ние под действующий храм.

Надо сказать, что храму повезло. Единственным несчастливым периодом для него была шведская оккупация. После которой бури и катаклизмы обошли стороной церковь “Федора Стратилата” на Щиркове улице. Благодаря этому мы имеем возможность наблюдать памятник в целости и сохранности.

Оригинал в моем блоге. Некоторые статьи серии “исторический ликбез” можно найти по этой ссылке.

Святой Федор (Феодор) Стратилат это христианский святой, почитаемый в лике великомученика. Он почитается как покровитель православного воинства. По приказу римского императора Флавия Галерия Валерия Лициниана Лициния Феодор Стратилат принял мученическую смерть. Перед этим прожив достаточно интересную жизнь..

Читайте также:  Принцип договора купли-продажи гаража по доверенности в 2020 году

«53 новгородских храма»: церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице (Великий Новгород)

Интернет-СМИ «53 новости» продолжает знакомить читателей с 53-мя православными храмами на территории Новгородской митрополии.

Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице — единственный древний храм, сохранившийся до наших дней в Неревском конце Новгорода в пределах вала Окольного города.

Храм расположен на Софийской стороне у перекрестка улиц Стратилатовской и Новолучанской. В древности мимо церкви проходили улицы Щиркова и Розважа, которые шли параллельно от Волхова в сторону вала Окольного города.

История церкви восходит к далекому домонгольскому времени. В основе ее лежит один из наиболее древних храмов Новгорода, четвертый по времени заложения после Софийского собора (1045 г.), церкви Благовещения на Городище (1103 г.), Никольского собора на Ярославовом Дворище (1113 г.).

Однако этот памятник, не имеющий древней живописи и к тому же значительно перестроенный в более позднее время, до последних десятилетий не привлекал особого внимания исследователей. Его история, особенно начального периода, до сих пор изобилует белыми пятнами.

О времени основания церкви и ее заказчике кратко сообщает Новгородская первая летопись под 6623 (1115) годом. В этой самой ранней летописной записи не названо место, где был возведен храм, и не говорится, был ли он каменным или деревянным. В более поздних летописях под тем же 1115 годом Федоровская церковь указана каменной и обозначено ее месторасположение.

Кем был основатель храма, Воигость, неизвестно. Имя «Воигость» состоит из двух слов – «вой» и «гость», которые в древнерусском языке обозначали «воин» и «гость», «чужеземец», «купец». Можно предположить, что заказчик, носивший такое имя, был выходцем из рода, который имел отношение к ратному делу. Неслучайно церковь была посвящена мученику Федору Тирону.

Древнейший храм Федора Тирона не простоял и двух столетий – в конце XIII века он был построен заново. Летописец не сообщает, какому великомученику Федору – воину-новобранцу Тирону или военачальнику Стратилату – был посвящен новый храм, но, вероятнее всего, с этого времени он стал носить имя Федора Стратилата. Церковь Федора Стратилата конца XIII века вновь перестраивается в середине XVI столетия. Именно с тех времен церковь приобрела архитектурные формы, в основном дошедшие до нашего времени.

Церковь Федора Стратилата, как и большинство новгородских храмов, очень сильно пострадала в годы шведской оккупации Новгорода 1611-1617 годов. После шведов Федоровская церковь долгое время стояла в запустении. Только во второй половине XVII века Софийская сторона стала постепенно возрождаться. В Неревском конце на многих улицах поселились стрельцы. Тогда на этой обживаемой территории возникла необходимость в приходском храме.

В 1804 году с запада к храму была пристроена четырехъярусная каменная колокольня. До этого времени возле храма стояла простая деревянная звонница, устроенная на двух столбах. В XVIII-XIX веках церковь Федора Стратилата пополняется реликвиями и различными предметами церковного убранства. В годы советской власти церковь Федора Стратилата разделила судьбу большинства храмов. Точный год ее закрытия пока не выяснен. Известно, что в 1924 году церковь была еще действующей. Скорее всего, закрытие произошло в 1933 году. Имеются архивные сведения, что в 1934 году были переданы акционерному обществу «Интурист» для продажи за валюту целые комплексы вещей, происходивших из многих новгородских церквей и монастырей, в том числе и из ликвидированной к этому времени церкви Федора Стратилата. В трагическом 1937 году в числе приговоренных к расстрелу священнослужителей был и священник церкви Федора Стратилата Дмитрий Георгиевич Семенов.

Во время Великой Отечественной Войны церковь Федора Стратилата, в отличие от большинства новгородских памятников архитектуры, пострадала незначительно. В послевоенные годы она использовалась как складское помещение.

В 1955 году 26 православных новгородцев сделала попытку убедить власти в необходимости открытия для богослужений церкви Федора Стратилата на Софийской стороне. Через митрополита Ленинградского и Новгородского Григория верующие обратились к патриарху Алексию и гражданским властям с просьбой о передаче в их пользование храма Федора Стратилата. Однако решением Новгородского облисполкома в просьбе было отказано.

Только в 1991-2002 году были проведены реставрационные работы, которые по разным причинам затянулись более чем на 10 лет, причем храм претерпел за это время два пожара, перебои с финансированием, смену заказчиков и научных руководителей. С 1992 года после ухода из жизни исследователя и научного руководителя реставрации храма Г.М. Штендера работы велись под руководством В.А. Дружинина. После 70-летнего забвения церковь Федора Стратилата на Софийской стороне, отреставрированная на средства государства, вновь возвращена верующим. 19 декабря 2002 года архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм.

При церкви действует воскресная школа и театральная студия «Стратилат». По воскресным дням совершается литургия с сурдопереводом для глухих и слабослышащих прихожан.

Настоятель храма — протоиерей Сергий Золотарев .

Клирик — священник Роман Пушкарев.

– Отец Сергий, в Великом Новгороде есть два храма Федора Стратилата. Чем объясняется популярность этого святого в нашем городе?

– Скорее, можно говорить не о популярности в Новгороде, а о популярности на Руси, как, впрочем, и в Греции. Дело в том, что оба святых Федора, Федор Стратилат и Федор Тирон, были покровителями воинов, поскольку для князя воинская доблесть была почитаема в первую очередь. В Византии Федор Стратилат был покровителем высшего сословия. Он, в первую очередь, не просто воин, а воин-мученик. Таким образом на Руси была преемственность с Византией, почитание воина-мученика, воина Христова. Что касается того, почему именно Федор, а не Георгий Победоносец, тоже покровитель воинов, то это связано с родом Мономаховичей. По одной из их линий в крещальных именах был популярен Федор. Кстати, в те времена были, условно говоря, языческие, родные имена, и вторые — христианские. Так, у крестившего Русь святого равноапостольного князя Владимира, крещальное имя было Василий. А у Ярослава Мудрого – Георгий.

– В новгородском Кремле есть церковь святого Андрея Стратилата. Этот святой тоже покровитель воинов?

– Да, «стратилат» означает главнокомандующий, полководец. Вместе с тем же Андреем Стратилатом или Саввой Стратилатом пострадало за Христа много мучеников солдат, уверовавших в истинного Бога взирая на подвиг своего командира.

Я думаю, наш храм не был изначально освящен в память Федора Стратилата. По всей видимости, храм был посвящен или обоим Федорам сразу или, возможно, Федору Тирону. Древняя летопись не указывает посвящения, а просто говорит «храм святому Федору». Возможно, это был Федор Тирон, потому что в правом приделе у нас сохранились остатки престола, который был вторым престолом Федора Тирона. А в Новгородском государственном музее-заповеднике хранится парная икона из храма Федора Стратилата на Ручью, где изображены Федор Стратилат и Федор Тирон. В Византии можно было встретить просто храмы святых Федоров.

– Какие святые особенно почитаются в нашей стране?

– Думаю, самый почитаемый во всем христианском мире святой – это святитель Николай Чудотворец. Причем почитается он не только среди православных и католиков, но даже среди консервативных протестантов.

Многие русские святые обрели всероссийское почитание после возвышения Москвы и объединения вокруг нее других русских разрозненных земель. Например, Сергий Радонежский, 700-летие со дня рождения которого мы празднуем в этом году.

По всей России почитаются святая блаженная Ксения Петербургская, Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы, Серафим Саровский, Пантелеимон Целитель. А дальше все зависит от местности. Недаром нижние ряды иконостаса отличаются друг от друга иконами местных святых.

– Но в молитвах мы в первую очередь должны обращаться к Богу?

– Да, мы должны понимать, что любая наша молитва должна быть всегда обращена к Богу. Например, когда совершается вход с Евангелием во время литургии, поется так называемый входной стих. Так вот это молитвословие обращено к Богу, но прославляется тот или иной аспект, связанный с празднуемым событием – Христос Воскресший, Христос Преобразившийся или Прославляемый в Своих святых.

Можно сказать, что в порядке молитв существует определенная иерархия. Молимся сначала Богу, затем Божьей Матери, а потом святым. Святые своим личным подвигом достигли уподобления Богу настолько, насколько это возможно для сотворенного создания, осуществили замысел Божий о себе. Мы прославляем их как наших помощников, друзей, но не как каких-то особых небожителей, героев или богов. Это нужно понимать. Даже в молебне какому-либо святому мы сначала поем песнопения Христу, затем Богородице и чествуемому святому. Такой же порядок мы видим и в чине наших вечерних и утренних домашних молитв.

– Как мы можем понять, что наша молитва услышана? Стоит ли верить в знаки, сны?

– Бог всегда слышит наши молитвы, но искать каких-то особых знаков не надо. Мы обращаемся к Богу как нашему Отцу. Давайте проведем аналогию. Все мы чьи-то дети, а многие из нас уже сами являются родителями. Все мы любим своих детей и желаем им блага. Когда наш ребенок что-то просит, мы даем ему просимое, но, может быть, не сразу или не в той мере, не в той форме, в какой он хочет. Например, если ребенок голоден и просит сладкое, но не полезное, то мы отвечаем на его просьбу, но даем ему более полезную пищу. Потребность в голоде мы насыщаем, но не тем способом, как просит ребенок. Ребенок может быть недоволен, но ведь мы ведь понимаем, что действуем ради его же блага. Так же и Бог слышит наши молитвы, но либо не отвечает на них, либо отвечает позже. Рано или поздно обстоятельства жизни выстроятся так, что ответ придет. А искать какие-то знаки в случайных встречах, или, там, сочетаниях цифр в номерах автомобилей – бессмысленное занятие. Бессмысленное и опасное: обязательно обманемся.

Святые наставники говорили, что сны могут быть от Бога, но бывает это очень редко. Не у каждого из нас в жизни случаются такие экстраординарные обстоятельства, чтобы Богу необходимо было воздействовать на нас через сон. Бог может воздействовать на нас по-разному. Вспомним историю про пророка, у которого ослица заговорила, когда он не хотел слушать волю Божию. Через сон и слова людей тоже можно узнать волю Божию, но бывает это редко.

Читайте также:  Нарушение визового режима в зоне Шенген

Сны могут быть и от темных сил, когда мы предаемся страстям и отходим от Бога. Это нередко касается людей, которые вели духовную жизнь, а потом порыв ослабел, и они отошли от Бога.

Наконец, сны могут быть просто отражением наших мыслей, повседневных событий. Психология может лучше объяснить это. Это очень зыбкая почва и не нужно на эти вещи обращать внимание.

Если это сон от Бога, и мы решимся не принять его, в любом случае Бог найдет множество способов донести до человека Свою волю, не только через сон.

– Как человеку стать более терпеливым и смиренным в своих просьбах?

– Если мы просим терпения, то мы сами в этой просьбе должны высказывать терпеливость в ожидании ответа. Если человек просит смирения, то Господь создаст такие обстоятельства в его жизни, где он может проявить свое смирение. Так, у одного из Оптинских старцев есть рассказ из жизни его духовного чада – один человек просил благословения взять себе слугу, а через какое-то время просил благословения прогнать его. Тот оказался дерзким и непослушным. Старец сказал ему – терпи. Ты думал, ты такой смиренный, тихий, а Господь послал человека, который раскрыл твою внутреннюю суть. Ведь из сосуда выплеснется только то, что в нем есть. Толкнешь человека на улице, и сразу увидишь, что у него внутри и что он тебе скажет.

У Бога о каждом из нас есть замысел. Святые отцы называли этот замысел «логосом» в значении смысла, смысла нашей жизни. Мы все отличаемся друг от друга, и не только внешностью, не только характерами – у каждого есть свои таланты, дарования. Мы можем отчасти понять, в чем замысел Божий о нас, раскрывая в себе эти дары. Ведь, если у кого-то нет музыкального слуха, то вряд ли он станет великим композитором. И, наоборот, если кто-то музыкально одарен, может не стоит прогуливать занятия в музыкальной школе? Не обязательно талант ограничивается только художественными дарованиями. Талант – это вообще некий дар, вспомните притчу о талантах. С каждого из нас спросится, как мы реализовали то, что нам даровано. Замысел Божий о нас – это то, какими Господь нас предвидит, хочет нас видеть, а значит, реализация того, что в нас заложено. Цель – достичь Царства Божия – у нас одна, но путь туда у каждого свой. И сравнивать, кто лучше, кто хуже, нельзя. Когда мы говорим о нашем пути в вечность, лучшее для нас – это то, что Бог замыслил о нас.

В молитве мы просим «Отче наш, … да будет воля Твоя». В жизни мы часто стоим на развилке дорог, как Иван Царевич в сказке, и просим Господа помочь выбрать именно наш путь и поставить «духовные шлагбаумы» на ненужных нам путях, чтобы нам не плутать и развить дар Божий в нас. Повторюсь, Воля Божия о нас – это лучшее для нас, лучшее из того, что могло бы быть выбрано, прожито нами. И именно этот путь Господь избирает для нашего спасения.

Люди сотворены свободными, но злоупотребление свободой приводит ко злу. Это видно на примере первых людей Адама и Евы, которые реализовали свой дар свободы, принеся в мир зло и страдание. Присутствие зла в мире обусловлено наличием свободной воли разумных существ.

– Такие понятия как судьба, предопределение не существуют?

– Христианство отрицает такие понятия. Да, мы не являемся полностью свободными, ведь абсолютная свобода предполагает полную независимость от всего, но мы не выбирали, когда, где и кем родиться. По самому началу своего бытия мы уже несвободны.

Часто под понятием свободы у нас понимается свобода выбора. Но это свобода выбирать из предложенного нам. Например, можно подойти к киоску и выбрать один сорт алкогольного напитка или другой. Это вроде бы свобода выбора, но по сути, это только иллюзия свободы. Предполагается, что мы всё равно что-то выберем, и причем, из предложенного. А если любой выбор будет потаканием греху? Подлинной свободой окажется в данном случае – отказаться от выбора вообще, не выбирать никакой алкогольный напиток. Это совершенно другой уровень свободы.

Есть свобода действовать в соответствии со своей природой и свобода делать все, что угодно. Многие атеисты пытались подловить верующих – раз ваш Бог всемогущ, то может ли Он сделать то-то и то-то, например, умереть? Вопрос глуп. Если вместо «Бог» поставить «Абсолютное Бытие», мы увидим внутреннее противоречие – как Бытие может перестать быть? Всемогущество ведь не означает осуществление любого бреда, который может прийти нам в голову, например, сделать круглый квадрат.

Мы можем выбрать путь осуществления замысла Божия о нас, но часто на этом пути промахиваемся мимо цели. Cлово «грех», по-гречески «амартия», и означает «промах». Слово «покаяние» – «метанойя» – которое многие из нас понимают просто как раскаяние, на самом деле это означает буквально «перемену ума», «возвращение» к цели, с которой мы сбились. И единственное предопределение, о котором можно говорить – это предопределение ко спасению. Апостол Павел говорит нам о том, что Бог хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Когда мы осуществляем волю Божию о нас, мы реализуемся во всей полноте. Отказываясь от следования своему предназначению, мы получаем иллюзию свободы и идем по пути небытия.

Вспомним притчу о блудном сыне. Пока он был с отцом, он считал себя несвободным, взял свою часть наследства, всё прокутил, даже питался из свиного корыта, а затем «пришел в себя» и вернулся с покаянием. Это пример того, что подлинная жизнь, подлинная свобода – наша жизнь в Боге и с Богом.

На самой заре христианства было создано произведение «Учение двенадцати апостолов». Многие ученые датируют его первым веком нашей эры. Красной нитью сквозь этот трактат проходит учение о двух путях – жизни и добра, смерти и зла. Бог не предопределяет каждый шаг в жизни человека, а результат следования по какому-либо пути. Путь зла ведет к гибели, а путь добра – к полноте вечной Жизни в мире и любви.

Проект осуществляется в сотрудничестве с миссионерским отделом Новгородской епархии.

– Христианство отрицает такие понятия. Да, мы не являемся полностью свободными, ведь абсолютная свобода предполагает полную независимость от всего, но мы не выбирали, когда, где и кем родиться. По самому началу своего бытия мы уже несвободны.

Феодор Стратилат – биография, информация, личная жизнь

Феодор решил избавить город от этого чудовища и, не уведомив никого о своих намерениях, выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, он захотел отдохнуть в траве, но престарелая христианка Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона, предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Фото Церкви Федора Стратилата на Ручью (17 фото)

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца.

До недавнего времени она стояла на берегу Фёдоровского ручья. В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград ручей был засыпан.

До недавнего времени она стояла на берегу Фёдоровского ручья. В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград ручей был засыпан.

Великомученик Фео ́ дор Стратилат , Гераклийский

Ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат про­ис­хо­дил из го­ро­да Ев­ха­ит. Он был на­де­лен мно­ги­ми да­ро­ва­ни­я­ми и пре­крас­ной внеш­но­стью. За ми­ло­сер­дие Бог про­све­тил его со­вер­шен­ным по­зна­ни­ем хри­сти­ан­ской ис­ти­ны. Храб­рость свя­то­го во­и­на ста­ла из­вест­на мно­гим по­сле то­го, как он с по­мо­щью Бо­жи­ей убил гро­мад­но­го змея, жив­ше­го в про­па­сти в окрест­но­стях го­ро­да Ев­ха­и­та. Змей по­жи­рал мно­же­ство лю­дей и жи­вот­ных, дер­жа в стра­хе всю окру­гу. Свя­той Фе­о­дор, во­ору­жив­шись ме­чом и мо­лит­вой ко Гос­по­ду, по­бе­дил его, про­сла­вив сре­ди лю­дей Имя Хри­сто­во. За от­ва­гу свя­той Фе­о­дор был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком (стра­ти­ла­том) в го­ро­де Ге­рак­лее, где нес как бы двой­ное по­слу­ша­ние, со­че­тая свое от­вет­ствен­ное во­ин­ское слу­же­ние с апо­столь­ской про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди под­чи­нен­ных ему языч­ни­ков. Его го­ря­чая убеж­ден­ность, под­креп­лен­ная лич­ным при­ме­ром хри­сти­ан­ской жиз­ни, от­вра­ща­ла мно­гих от па­губ­ной «лжи без­бо­жия». Вско­ре по­чти вся Ге­рак­лея при­ня­ла хри­сти­ан­ство.

Фресковая живопись

Фресковая роспись церкви датируется примено второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков

В настоящее время церковь является объектом Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения

Православные храмы и церкви: Церковь Спаса на Ковалёве • Церковь Александра Невского • Церковь Воскресения на Красном поле • Церковь Никиты Мученика • Часовня Печерской иконы Божьей Матери • Часовня Тихвинской иконы Божьей матери • Церковь Николы Кочанова

Добавить комментарий