Где находится Бендерская крепость. Местоположение Бендерской крепости на карте Бендеров и описание

Дислокация частей в XX веке

В крепости, а затем рядом с ней, начиная с 1920-х годов дислоцировались румынские, в 1940—1941 годах после присоединения Бессарабии к СССР и до начала Великой Отечественной войны на территории крепости дислоцировались части 15 Сивашской стрелковой дивизии (47 стрелковый полк, 53 отдельный батальон связи, 77 отдельный разведывательный батальон, 114 отдельный зенитно артиллерийский дивизион, 166 отдельный артиллерийский дивизион противотанковых орудий) с объявлением боевой тревоги 22 июня 1941 года части убыли на фронт. На прикрытии Бендерского железнодорожного узла и железнодорожного моста через Днестр остались 19 и 383 отдельные зенитно артиллерийские дивизионы ПВО. После отступления советских войск в 1941-44 в крепости были расположены румынские и одна немецкая, а с 1944 — снова советские воинские части. В советское время в крепости дислоцировалась ракетная бригада 14-й армии, понтонно-мостовой полк и авторемонтный завод. С 1996 года в крепости и рядом с ней дислоцируется воинская часть армии непризнанной ПМР.

На территории крепости создана аллея славы Славы русских полководцев, на которой находятся памятники великим полководцам. Также в крепости установлен памятник Конституции Филиппа Орлика и бюст барону Мюнхгаузену, который летал на ядре через крепость.

История Бендерской крепости.

u0412u0438u0434 u043du0430 u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u044c u0432 1790 u0433u043eu0434u0443

u041du0430 u043fu0440u043eu0442u044fu0436u0435u043du0438u0438 u043cu043du043eu0433u0438u0445 u043bu0435u0442 u0431u044bu043b u043fu0440u0435u0434u043fu0440u0438u043du044fu0442 u0440u044fu0434 u043du0435u0443u0434u0430u0447u043du044bu0445 u043fu043eu043fu044bu0442u043eu043a u0437u0430u0445u0432u0430u0442u0438u0442u044c u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u044c. u0417u0438u043cu043eu04391540u00a0u0433u043eu0434u0430u00a0u043cu043eu043bu0434u0430u0432u0441u043au0430u044f u0430u0440u043cu0438u044f u043fu043eu0434 u043fu0440u0435u0434u0432u043eu0434u0438u0442u0435u043bu044cu0441u0442u0432u043eu043c u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0430u0440u044fu00a0u0410u043bu0435u043au0441u0430u043du0434u0440u0430 u041au043eu0440u043du044fu00a0u043eu0441u0430u0434u0438u043bu0430 u0411u0435u043du0434u0435u0440u0441u043au0443u044e u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u044c, u043du043e u043eu0432u043bu0430u0434u0435u0442u044c u0435u044e u043du0435 u0441u043cu043eu0433u043bu0430. u0412u00a01574u00a0u0433u043eu0434u0443u00a0u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0430u0440u044cu0418u043eu043d u0412u043eu0434u044d u041bu044eu0442u044bu0439u00a0u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u043au0430u0437u0430u043au0430u043cu0438 u0433u0435u0442u043cu0430u043du0430u0418u0432u0430u043du0430 u0421u0432u0435u0440u0447u0435u0441u043au043eu0433u043eu00a0u043fu043eu0441u043bu0435 u0432u0437u044fu0442u0438u044fu00a0u0411u0443u0445u0430u0440u0435u0441u0442u0430u043du0435u043eu0436u0438u0434u0430u043du043du043e u043fu0440u0438u0431u043bu0438u0437u0438u043bu0441u044f u043a u0411u0435u043du0434u0435u0440u0430u043c u0438 u043eu0441u0430u0434u0438u043b u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u044c[2]. u0422u0443u0440u043au0438 u0431u044bu043bu0438 u0437u0430u0441u0442u0438u0433u043du0443u0442u044b u0432u0440u0430u0441u043fu043bu043eu0445. u041cu043eu043bu0434u0430u0432u0441u043au043e-u043au0430u0437u0430u0446u043au043eu0435 u0432u043eu0439u0441u043au043e u0431u044bu0441u0442u0440u043e u0437u0430u043du044fu043bu043eu043fu043eu0441u0430u0434, u043du043e u0441u0442u0435u043du044b u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u0438 u0443u0441u0442u043eu044fu043bu0438. u0418u0437-u0437u0430 u0443u0441u0442u0430u043bu043eu0441u0442u0438 u0432u043eu0439u0441u043au0430 u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0430u0440u044c u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u043eu0432u0430u043b u043bu0430u0433u0435u0440u044c u043du0430 u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0441u0442u0432u0443u044eu0449u0435u0439 u0432u044bu0441u043eu0442u0435 u043a u0441u0435u0432u0435u0440u043e-u0437u0430u043fu0430u0434u0443 u043eu0442 u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u0438, u043du043e u043du043eu0432u044bu0439 u0448u0442u0443u0440u043c u043cu043eu043bu0434u0430u0432u0441u043au043eu0435 u0432u043eu0439u0441u043au043e u043du0435 u043du0430u0447u0430u043bu043e, u0442u0430u043a u043au0430u043a u0438u0437 u0410u043au043au0435u0440u043cu0430u043du0430 u043fu0440u0438u0431u044bu043bu043e u0431u043eu043bu044cu0448u043eu0435 u0442u0443u0440u0435u0446u043au043eu0435 u043fu043eu0434u043au0440u0435u043fu043bu0435u043du0438u0435. u0418u043eu043d u0412u043eu0434u044d u0440u0430u0437u0433u0440u043eu043cu0438u043b u0432u0440u0430u0433u0430, u043du043e u0442u0443u0440u0435u0446u043au0438u0439 u0441u0443u043bu0442u0430u043d u0432u0435u043bu0435u043b u043au0440u044bu043cu0441u043au043eu043cu0443 u0445u0430u043du0443 u0441u043eu0431u0440u0430u0442u044c u0432u043eu0439u0441u043au043e u0438 u0434u0432u0438u043du0443u0442u044cu0441u044f u043au0414u0443u043du0430u044e. u0423u0437u043du0430u0432 u043eu0431 u044du0442u043eu043c u0418u043eu043d u0412u043eu0434u044d u0441u043du044fu043b u043eu0441u0430u0434u0443 u0441 u0411u0435u043du0434u0435u0440[2].

u0412 1584 u0433u043eu0434u0443 u0442u0443u0440u043au0438 u0437u0430u0441u0442u0430u0432u0438u043bu0438 u043cu043eu043bu0434u0430u0432u0441u043au043eu0433u043e u0433u043eu0441u043fu043eu0434u0430u0440u044fu00a0u041fu0435u0442u0440u0430 u0425u0440u043eu043cu043eu0433u043eu00a0u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0441u0442u0438 u0440u0435u043cu043eu043du0442 u0411u0435u043du0434u0435u0440u0441u043au043eu0439 u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u0438. u0412u00a01594u00a0u0433u043eu0434u0443u00a0u0437u0430u043fu043eu0440u043eu0436u0441u043au0438u0435 u043au0430u0437u0430u043au0438u00a0u0432u043e u0433u043bu0430u0432u0435 u0441 u0433u0435u0442u043cu0430u043du0430u043cu0438u00a0u0413u0440u0438u0433u043eu0440u0438u0435u043c u041bu043eu0431u043eu0434u043eu0439u00a0u0438u00a0u0421u0435u0432u0435u0440u0438u043du043eu043c u041du0430u043bu0438u0432u0430u0439u043au043eu00a0u043fu044bu0442u0430u043bu0438u0441u044c u0437u0430u0445u0432u0430u0442u0438u0442u044c u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u044c, u043fu043eu0441u0430u0434 u0441u043du043eu0432u0430 u0431u044bu043b u0441u043eu0436u0436u0451u043d u0434u043eu0442u043bu0430, u043du043e u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u044cu044e u043eu0432u043bu0430u0434u0435u0442u044c u043du0435 u0443u0434u0430u043bu043eu0441u044c. u041au0430u043a u043cu043eu043bu0434u0430u0432u0441u043au0438u0435, u0442u0430u043a u0438 u043au0430u0437u0430u0446u043au0438u0435 u0441u0438u043bu044b u0431u044bu043bu0438 u0441u043bu0438u0448u043au043eu043c u043cu0430u043bu044bu043cu0438, u0447u0442u043eu0431u044b u0437u0430u0445u0432u0430u0442u0438u0442u044c u043eu0434u043du0443 u0438u0437 u0441u0430u043cu044bu0445 u0437u0430u0449u0438u0449u0451u043du043du044bu0445 u0442u0443u0440u0435u0446u043au0438u0445 u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u0435u0439. u041a u0442u043eu043cu0443 u0436u0435 u043du0438 u043eu0434u043du0438 u043eu0441u0430u0436u0434u0430u0432u0448u0438u0435 u043du0435 u0440u0430u0441u043fu043eu043bu0430u0433u0430u043bu0438 u0441u043eu043eu0442u0432u0435u0442u0441u0442u0432u0443u044eu0449u0435u0439 u0430u0440u0442u0438u043bu043bu0435u0440u0438u0435u0439, u043du0435u043eu0431u0445u043eu0434u0438u043cu043eu0439 u0434u043bu044f u0448u0442u0443u0440u043cu0430.

u0412u00a01709u00a0u0433u043eu0434u0443u00a0u0432 u0411u0435u043du0434u0435u0440u0430u0445 u0443u043cu0435u0440 u0443u043au0440u0430u0438u043du0441u043au0438u0439 u0433u0435u0442u043cu0430u043du0418u0432u0430u043d u041cu0430u0437u0435u043fu0430, u0431u0435u0436u0430u0432u0448u0438u0439 u0441u044eu0434u0430 u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u0448u0432u0435u0434u0441u043au0438u043c u043au043eu0440u043eu043bu0451u043cu00a0u041au0430u0440u043bu043eu043c XIIu00a0u043fu043eu0441u043bu0435 u043fu043eu0440u0430u0436u0435u043du0438u044f u0432u00a0u041fu043eu043bu0442u0430u0432u0441u043au043eu0439 u0431u0438u0442u0432u0435. u0412u00a01713u00a0u0433u043eu0434u0443u00a0u0432 u0411u0435u043du0434u0435u0440u0430u0445 u043fu0440u043eu0438u0437u043eu0448u043bu0430 u0431u0438u0442u0432u0430 u043cu0435u0436u0434u0443 u0432u043eu0439u0441u043au0430u043cu0438 u041au0430u0440u043bu0430 XII u0438 u0442u0443u0440u043au0430u043cu0438, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0441u043du0430u0447u0430u043bu0430 u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0430u0432u0438u043bu0438 u0435u043cu0443 u0438 u041cu0430u0437u0435u043fu0435 u0443u0431u0435u0436u0438u0449u0435, u0430 u043fu043eu0442u043eu043c u043fu043eu043fu044bu0442u0430u043bu0438u0441u044c u0432u0437u044fu0442u044c u0432 u0437u0430u043bu043eu0436u043du0438u043au0438.

Крепость была сооружена по проекту турецкого зодчего Синана по образцу западноевропейских крепостей бастионного типа. Строительство началось в 1538 году после вхождения города в состав Османской империи. Она была обнесена высоким земляным валом и глубоким рвом, который никогда не заполнялся водой. Крепость делилась на верхнюю, нижнюю части и цитадель. Общая площадь — около 67 га. С юго-западной стороны крепости располагалсяпосад. Выгодное стратегическое положение на возвышенном берегу Днестра недалеко от его впадения в Чёрное море сделало город одним из опорных пунктов борьбы турок противРоссии. Бендерскую крепость называли «крепким замком на османских землях». Одно из первых дошедших до нас описаний крепости оставил турецкий путешественник и писательЭвлия Челеби[2].

Вид на крепость в 1790 году

На протяжении многих лет был предпринят ряд неудачных попыток захватить крепость. Зимой1540 года молдавская армия под предводительством господаря Александра Корня осадила Бендерскую крепость, но овладеть ею не смогла. В 1574 году господарьИон Водэ Лютый вместе с казаками гетманаИвана Сверческого после взятия Бухарестанеожиданно приблизился к Бендерам и осадил крепость[2]. Турки были застигнуты врасплох. Молдавско-казацкое войско быстро занялопосад, но стены крепости устояли. Из-за усталости войска господарь организовал лагерь на господствующей высоте к северо-западу от крепости, но новый штурм молдавское войско не начало, так как из Аккермана прибыло большое турецкое подкрепление. Ион Водэ разгромил врага, но турецкий султан велел крымскому хану собрать войско и двинуться кДунаю. Узнав об этом Ион Водэ снял осаду с Бендер[2].

В 1584 году турки заставили молдавского господаря Петра Хромого произвести ремонт Бендерской крепости. В 1594 году запорожские казаки во главе с гетманами Григорием Лободой и Северином Наливайко пытались захватить крепость, посад снова был сожжён дотла, но крепостью овладеть не удалось. Как молдавские, так и казацкие силы были слишком малыми, чтобы захватить одну из самых защищённых турецких крепостей. К тому же ни одни осаждавшие не располагали соответствующей артиллерией, необходимой для штурма.

В 1709 году в Бендерах умер украинский гетманИван Мазепа, бежавший сюда вместе с шведским королём Карлом XII после поражения в Полтавской битве. В 1713 году в Бендерах произошла битва между войсками Карла XII и турками, которые сначала предоставили ему и Мазепе убежище, а потом попытались взять в заложники.

u0412u00a01709u00a0u0433u043eu0434u0443u00a0u0432 u0411u0435u043du0434u0435u0440u0430u0445 u0443u043cu0435u0440 u0443u043au0440u0430u0438u043du0441u043au0438u0439 u0433u0435u0442u043cu0430u043du0418u0432u0430u043d u041cu0430u0437u0435u043fu0430, u0431u0435u0436u0430u0432u0448u0438u0439 u0441u044eu0434u0430 u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u0448u0432u0435u0434u0441u043au0438u043c u043au043eu0440u043eu043bu0451u043cu00a0u041au0430u0440u043bu043eu043c XIIu00a0u043fu043eu0441u043bu0435 u043fu043eu0440u0430u0436u0435u043du0438u044f u0432u00a0u041fu043eu043bu0442u0430u0432u0441u043au043eu0439 u0431u0438u0442u0432u0435. u0412u00a01713u00a0u0433u043eu0434u0443u00a0u0432 u0411u0435u043du0434u0435u0440u0430u0445 u043fu0440u043eu0438u0437u043eu0448u043bu0430 u0431u0438u0442u0432u0430 u043cu0435u0436u0434u0443 u0432u043eu0439u0441u043au0430u043cu0438 u041au0430u0440u043bu0430 XII u0438 u0442u0443u0440u043au0430u043cu0438, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0441u043du0430u0447u0430u043bu0430 u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0430u0432u0438u043bu0438 u0435u043cu0443 u0438 u041cu0430u0437u0435u043fu0435 u0443u0431u0435u0436u0438u0449u0435, u0430 u043fu043eu0442u043eu043c u043fu043eu043fu044bu0442u0430u043bu0438u0441u044c u0432u0437u044fu0442u044c u0432 u0437u0430u043bu043eu0436u043du0438u043au0438.

Бендерская крепость – уникальный памятник защиты страны


Существует легенда, связанная с этим призраком: турецкий паша, как тогда это было принято, взял из ближайшего села Варница себе в наложницы симпатичную славянку, которая содержалась в гаремной башне. Женщина забеременела от османа, но не смогла смириться со своей участью. Несколько раз она сбегала и, в конечном итоге, была сброшена вниз со стен крепости, а ее сына отдали в янычары. И с тех пор ее неупокоенная душа тоскует и ищет своего ребенка.

Дислокация частей в XX веке

В крепости, а затем рядом с ней, начиная с 1920-х годов дислоцировались румынские части. В 1940—1941 годах, после присоединения Бессарабии к СССР и до начала Великой Отечественной войны, на территории крепости дислоцировались части 15-й Сивашской стрелковой дивизии (47-й стрелковый полк, 53-й отдельный батальон связи, 77-й отдельный разведывательный батальон, 114-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, 166-й отдельный артиллерийский дивизион противотанковых орудий); с объявлением боевой тревоги 22 июня 1941 года части убыли на фронт. На прикрытии Бендерского железнодорожного узла и железнодорожного моста через Днестр остались 19-й и 383-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы ПВО. После отступления советских войск в 1941-44 в крепости были расположены румынские и одна немецкая, а с 1944 — снова советские воинские части. В советское время в крепости дислоцировалась ракетная бригада 14-й армии, понтонно-мостовой полк и авторемонтный завод. С 1996 года в крепости и рядом с ней дислоцируется воинская часть армии непризнанной ПМР.

12 сентября 2008 года на территории крепости в Храме Св. Благоверного князя Александра Невского была проведена первая церковная служба и дано благословение на начало восстановительных работ. В 2009 году в крепостной церкви Александра Невского побывала и молилась Глава Российского Императорского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, а спустя год храм посетил наследник цесаревич Великий Князь Георгий Михайлович. Это были не первые визиты представителей Дома Романовых в Бендерскую крепость, ранее в 1828 году храм посетил Российский император Николай I со своей семьей, а в 1877 году здесь был император Александр II. 9 мая 1916 года церковь вместе с супругой Александрой Федоровной, цесаревичем Алексеем и четырьмя дочками посетил император Николай II [10] . В сентябре 2013 года, во время двухдневного визита, крепостную церковь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и в память о своём визите подарил образ Богоматери «Споручница грешных» [11] .

1184-1770. Падение Бендерской крепости

6 джумада аль-ахира 1184 года от Хиджры (16 (27) сентября 1770) в Бендерской крепости произошло самое кровопролитное сражение русско-турецкой войны 1768 —1774 гг. Утомленный двухмесячной осадой 18-тысячный турецкий гарнизон оказал ожесточённое сопротивление противнику, но русская армия, потеряв пятую часть солдат, решила поставленную перед ней задачу. Когда императрице Екатерине II сообщили об этом, она воскликнула: “Чем столько потерять и так мало получить, лучше было и вовсе не брать Бендер”. В 1774 году, после заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, Бендеры снова и ненадолго отойдут к Османской империи, но Россия закрепит за собой огромные территории в Северном Причерноморье.

После того как в 1538 г. султан Сулейман I присоединил Молдову к османским владениям, в местечке Тигина на правом берегу Днестра началось строительство крепости по образцу западноевропейских бастионов. Из-за своего расположения крепость получила название Бендеры, что на фарси означает “порт на берегу реки”. С внешней стороны стены были обнесены высоким земляным валом и глубоким рвом, который никогда не заполнялся водой. Внутри крепость общей площадью около 20 га делилась на верхнюю и нижнюю части и на цитадель. Благодаря своему удачному расположению на высоком берегу реки, она на протяжении почти 300 лет служила важным опорным пунктом турок в регионе. Согласно свидетельству Эвлии Челеби, Бендерская крепость была построена известным архитектором Синаном. В различных источниках о работах этого мастера ни разу не упоминаются крепости. Но в пользу сообщения Эвлии Челеби говорит тот факт, что Синан действительно принимал участие в бессарабском походе Сулеймана I.

Во время русско-турецкой войны 1768 — 1774 гг. задача по овладению Бендерами была возложена на вторую русскую армию под командованием графа Панина. В 1769 г. генерал-аншеф не стал выдвигаться к крепости из-за отсутствия осадной артиллерии. В начале июля 1770 г., получив все необходимое вооружение, войска переправились через Днестр, а 15 июля приступили к осаде Бендер. Среди участников тех событий были Михаил Кутузов, Михаил Каменский и Пётр Пален, которые впоследствии составят цвет русского генералитета, и будущий предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачёв.

На протяжении двух месяцев крепость подвергалась непрерывным бомбардировкам и атакам, но защитники крепости, несмотря на отсутствие подкрепления, самоотверженно оборонялись. Русский историк Сергей Соловьев пишет: “Вторая армия в числе 34000 человек была задержана упорным, отчаянным сопротивлением турок в Бендерах”. 10 сентября граф Панин уведомил главнокомандующего русской армией Румянцева о том, что “Бендеры продолжают сопротивляться с чрезвычайным упорством”, и попросил его срочно отправить ему подкрепление. Осознавая стратегическую важность крепости, Румянцев отправил на помощь осаждавшим два отряда и офицеров-добровольцев из первой армии. Цена битвы за Бендеры оказалась столь высока, что перед решающим штурмом русское командование объявило о следующей награде тем, кто взберётся на вал первым: офицерам — присвоение чина через одну ступень, а солдатам по 100 целковых.

Читайте также:  Все об отдыхе на горнолыжном курорте Сванетия

Вечером 15 сентября 29 гренадерских и 29 мушкетёрских рот начали штурм крепости. В десятом часу вечера минными фугасами весом 400 пудов пороха был взорван вход. Внутри бастиона возник сильный пожар. Через образовавшиеся бреши в стене штурмующие войска стали проникать в крепость. Турецкий гарнизон открыл по противнику сильный огонь, но он был малоэффективен из-за темноты. После того как защитники были сбиты с крепостного вала, на улицах и в домах города разгорелись кровопролитные рукопашные схватки. Неся тяжёлые потери, нападавшие медленно продвигались при свете пожарища к последнему оборонительному рубежу турок — замку. Опасаясь, что осаждённые могут перейти в контратаку, Панин бросил в бой все армейские резервы. Он даже приказал кавалерийским эскадронам спешиться, чтобы прикрыть тыл штурмующих. Яростное сражение длилось всю ночь. Лишь на следующий день гарнизон сложил оружие. Защищать было практически нечего: пожар уничтожил всю крепость.

Русская армия во время штурма потеряла убитыми около 6000 тысяч солдат и офицеров, а ранеными — около 2000. Турок постигла еще большая трагедия: когда падение крепости стало очевидно, многие воины расстреляли своих жен и детей, чтобы не допустить их попадания в руки русских солдат. Около пяти тысяч турецких воинов погибли, и лишь двум тысячам удалось вырваться из окружения. Русские захватили в крепости 348 орудий и несколько тысяч пленных, но радость победы была омрачено высокой ценой, которую пришлось заплатить за нее. В Петербурге известие о случившемся вызвало неоднозначную реакцию. Екатерина II была недовольна тем, что город, превращенный в руины, унес жизни стольких солдат и офицеров, но тем не менее наградила Панина орденом Святого Георгия первой степени. После этого он был отстранен от командования и проживал в Москве, не скрывая своей обиды на императрицу. Про него снова вспомнили в 1774 г., когда понадобилась твердая рука для подавления восстания Пугачева, и генерал-аншеф успешно справился и с этим поручением.

На протяжении двух месяцев крепость подвергалась непрерывным бомбардировкам и атакам, но защитники крепости, несмотря на отсутствие подкрепления, самоотверженно оборонялись. Русский историк Сергей Соловьев пишет: “Вторая армия в числе 34000 человек была задержана упорным, отчаянным сопротивлением турок в Бендерах”. 10 сентября граф Панин уведомил главнокомандующего русской армией Румянцева о том, что “Бендеры продолжают сопротивляться с чрезвычайным упорством”, и попросил его срочно отправить ему подкрепление. Осознавая стратегическую важность крепости, Румянцев отправил на помощь осаждавшим два отряда и офицеров-добровольцев из первой армии. Цена битвы за Бендеры оказалась столь высока, что перед решающим штурмом русское командование объявило о следующей награде тем, кто взберётся на вал первым: офицерам — присвоение чина через одну ступень, а солдатам по 100 целковых.

Бастионная горка

Бастионная горка – насыпной холм в центре Риги. В старину отсюда, с улицы Песчаной (современная улица Смилшу), был въезд в город, по улице пролегал торговый путь между Ригой, Псковом и Новгородом. Сейчас Бастионная горка – популярное у горожан и туристов место отдыха.

В средние века, когда вместо городского канала был оборонительный ров, здесь стоял Песчаный бастион. В XIX в. он вместе с другими бастионами был снесен, а на его месте было решено насыпать декоративное возвышение, с которого открывался бы вид на Старый город. Отсюда и название – Бастионная горка.

В 1860 г. на самом верху горки возвели деревянный павильон, к павильону проложили дорожки. Уже в эти годы горка стала любимым местом рижан, по предписанию врачей совершавших вечерний моцион.

В 1887 г. павильон снесли, а на его месте уже из камня построили венское кафе. Кафе простояло на вершине горки до конца 1940-х гг. Взобравшись сюда, горожанин мог позволить себе заслуженный отдых с чашкой кофе и газетой.

В 1892 г. через городской канал перекинули первый пешеходный мостик – мостик Агте, названный так по фамилии соорудившего его инженера. Через год у подножия Бастионной горки возвели домик для лебедей в японском стиле.

В конце XIX в. на склонах горки создали ручей с искусственным водопадом. В 1963 г. на юго-восточном склоне Бастионной горки соорудили сад камней – так называемый альпинарий, или альпийскую горку.

Чем здесь заняться?

Бастионная горка – прекрасное место для прогулок, особенно летом. На склонах насажены деревья и цветы, в зелени прячутся небольшие скульптуры. Ночью здесь романтично и безопасно: горка хорошо освещена, а мостики радуют глаз цветной подсветкой.

На Бастионной горке можно:

  • по прогулочной дорожке подняться на вершину, откуда открывается вид на Старый город;
  • пройтись со своей второй половинкой по мостику любви и повесить замок;
  • прокатиться по городскому каналу на лодке или речном трамвайчике, покормить уток.

Как добраться?

На территории Старого города, где находится Бастионная горка, запрещено движение общественного транспорта, но автобусные и троллейбусные остановки находятся совсем рядом. Добраться до горки можно несколькими способами.

От железнодорожной станции Рига-Пасажиеру:

  • доехать на троллейбусе, маршрут №17, от остановки «Центральная станция» до «Улицы Тербатас», оттуда дойти пешком за 7 мин.;
  • дойти пешком за 12 мин. – дорога будет пролегать по бульвару вдоль городского канала.
  • доехать на автобусе, маршрут №3, до остановки «Бульвар свободы», оттуда за 7 мин. дойти пешком;
  • дойти пешком за 15 мин.

Из Международного аэропорта Рига:

  • доехать на автобусе, маршрут №22, до остановки «Набережная 11 Ноября», оттуда пройтись 11 мин. пешком через Старый город;
  • с автобуса №22 сойти на остановке «Улица Сколас», пересесть на троллейбус №5 и доехать до остановки «Бульвар Зигфрида Анны Мейеровица», откуда до Бастионной горки 4 мин. пешком.

Автобус №22 отправляется каждые 20 мин. прямо от здания аэровокзала. Поездка до «Улицы Сколас» займет 20 мин., до «Набережной 11 Ноября» – ориентировочно полчаса.

На территории Старого города, где находится Бастионная горка, запрещено движение общественного транспорта, но автобусные и троллейбусные остановки находятся совсем рядом. Добраться до горки можно несколькими способами.

Бастионная горка и Латвийская национальная опера в Риге

  • Обновлено: 03.08.2017
  • Юлия Клаос

Бастионная горка в Риге представляет собой искусственное насыпное сооружение в самом центре города, вблизи старого города или Вецриги, и один из главных въездов в Старый город, по которому в средние века пролегал Большой песчаный торговый путь, ведший до Пскова, Полоцка и Новгорода.

Название Бастионная горка звучит как Бастейкалнс/Bastejkalns. В настоящее время это место представляет собой зеленый сквер (летом), очень романтичное и одно из самых красивых мест в центре Риги.

Особенно этот парк красив в летний сезоне, ухоженные дорожки, тенистые аллейки, каскады небольших водопадов, уютные места для отдыха, скульптуры и мосты, всё это Бастионная горка. В общем, один из многих небольших парков или скверов, таких много в любой другой стране мира. Смотрите сами:

На самом верху Бастионной горки находится произведение искусства, созданное в 2014 году, в рамках программы меценатов Бориса и Инары Тетеревых «Искусство в публичной среде». Произведение искусства представляет собой ряд скамеек разной высоты.

С Бастионной горки открывается прекрасный вид на сам парк Бастионная горка/Bastejkalna parks и часть старого города Риги с её достопримечательностями – Пороховую башню и Яковлевские казармы или, их ещё называют, казармы Екаба.

Вид на парк Бастионная горка

На самой Бастионной горке парк Бастейкалнс не заканчивается. У подножия горки раскинулся прекрасный сквер.

В центре Бастионного сквера протекает рижский городской канал, некогда служивший оборонительным рвом вдоль города. В настоящее время городской канал облагорожен, с обеих его сторон красуются зеленые насаждения, пролегают узкие дорожки для прогулок, а в самом канале плавают уточки. В летний период по каналу курсируют прогулочные кораблики.

Сквер возле Бастионной горки визуально делится на две части. В одной из которых располагается сама Бастионная горка, а в другой, в сквере на берегу городского канала, находится одно из самых посещаемых мест Риги – задние Латвийской национальной оперы и балета/Latvijas Nacionala opera un balets.

Возле центрального входа в рижский театр оперы и балета установлен фонтан в виде женщины, держащей над головой большую раковину, а у её ног играют дети, восседая на морских животных.

Эта часть парка, Оперный сквер, также ухожена и облагорожена. Здесь оборудованы дорожки для прогулок, извивающиеся по периметру сквера, установлены лавочки для отдыха, различные скульптурные группы и неотъемлемая часть – городской канал с множеством водоплавающих птиц.

Что ещё интересного в парке Бастионная горка? Это то, что две части парка делит между собой Площадь Свободы, основными достопримечательностями которой выступают знаменитый рижский Памятник Свободы и часы «Лайма». Подробно о памятнике Свободы и часах Лайма мы рассказывали в одной из предыдущих статей, прочитать и посмотреть фотографии можно здесь.

Весь комплекс парка, включая Бастионную горку и Латвийскую национальную оперу, неплохое место для прогулок и отдыха. Самое главное, что расположен он в шаговой доступности от Старого города Риги, к тому же, в этом парке вполне приятно провести время и отдохнуть от суеты и многолюдности исторического центра Риги. Но всё же, в центре Вецриги лучше.

При организации поездок (путешествий) пользуемся “Планировщиком поездок”, где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Вид на парк Бастионная горка

Памятники с историей

Возможно, в это трудно поверить, но до 1929 года в Риге не было ни одного памятника какому-нибудь выдающемуся жителю Латвии. В ту пору в городе было так мало памятников, что их вообще можно было пересчитать на пальцах одной руки. И первым монументом, открытым на набережной городского канала возле мостика у Бастионной горки, стал памятник одному из самых латышских писателей – Рудольфу Блауманису. Автором памятника стал Теодорс Залькалнс. «Многие жаловались, что лицу не хватает сходства, а многие иронизировали, что Блауманис посажен в землю», – пишет в своей книге «Rīgas svārki mugurā» Андрейс Йохансонс. Скульптура действительно была очень низкой, но таким образом акцентировался момент, что писателю необходимо всегда оставаться среди народа. К сожалению, будучи «настолько близким к народу», памятник часто повреждался, и во времена Ульманиса его перенесли в сквер на ул. Блауманиса, установив на гранитом блоке. Позже его снова вернули на старое место, где он находится и по сей день.

Немного дальше установлены памятники в честь погибших во время январских событий 1991 года – именно здесь, напротив здания прежнего Министерства внутренних дел, где сейчас открыта шикарная гостиница, произошел тот роковой обстрел.

Читайте также:  Фотографии Национального парка Ноэль-Кемпфф-Меркадо

В свою очередь у подножья Бастионной горки гордо возвышается любимая многими рижанами скульптура «Жеребенок». Эта скульптура Гайды Грундберги уже с 1970 года манит детей, которые за это время отполировали спину конька до блеска. Если говорить о замечательных образах животных в зеленых насаждениях, нельзя не упомянуть памятник бывшему мэру Риги Джорджу Армистеду, который находится возле Оперы. Образ одного из выдающихся рижских градоначальников запечтален вместе с супругой Сесилией Пихлау и собачкой породы чау-чау. Памятник открыли во время визита британской королевы Елизаветы и принца Чарльза в 2006 году. Это подарок Евгений Гомберга и Родни Редклифа городу.

Среди зеленых насаждений находятся и другие важные памятники, например, памятник композитору Алфреду Калниньшу, президенту Карлису Ульманису, математику Мстиславу Келдышу и другие, а над всеми ими возвышается Памятник Свободы.

В свою очередь на углу бульвара Райниса и ул. Кр. Барона каждый год цветет Золотой Альпийский дождь, а на склоне Бастионной горки растет самый большой среди рижских парков раскидистый ясень. Возле канала, в парке Кронвалда растут такие редкие деревья, как Амурское пробковое дерево, японская кацура и магнолия огуречная. Это лишь часть тех более 100 привезенных из-за границы и местных деревьев и кустарников, которые обрели дом по берегам канала. Многие из них были посажены известными в обществе людьми, например, артистами Оперы.

Что посмотреть в Риге за пределами Старого города

Насколько не был бы прекрасен Старый город Риги, но и за его пределами есть, на что посмотреть. Давайте выберемся за границы Вецриги и прогуляемся по более современным кварталам. В этой прогулке увидим очень много шикарного модерна, узнаем откуда в Риге столько котов, пройдемся по Бастионной горке и другим паркам и будет много других достопримечательностей Риги.

Основные достопримечательности Риги на карте:

Начну со знаменитого рижского югендстиля. Познакомиться с главными его образцами в экспресс-режиме очень просто. Надо идти по длинной улице Элизабетес (Елизаветинская, в честь дочери Петра I), с заходом на близлежащие к ней улицы. Если же времени совсем мало, то надо сразу идти к улице Альберта. На ее 260 метрах каждый дом настоящий шедевр.

Альберта, 2а. Здание характеризует необычная примета — ложный этаж, который является наиболее эффективным проводником солнечного света (солярный культ очень много значил в архитектурной концепции модерна), а также позволяет сконцентрировать на себе декоративность (то есть ложный этаж функционировал как дополнительное место для размещения декоративных элементов). В то же время он был просто необходим исходя из общего эстетического принципа равенства фасадов, которые должны были располагаться на одной линии.

Также над входами в здание можно видеть две женские скульптурные фигуры (условные оперные певицы) с факелами (один из факелов отвалился с течением времени), одетые в «мокрые одежды», модные на рубеже 19-го и 20-го веков. В то же время скульптурные изображения являются символами очищения и неограниченной силы огня.

Вход в здание охраняют сфинксы.

Альберта, 3. В первую очередь обращают на себя внимания два колоритных стукковых льва, повёрнутых хвостами друг к другу — символы неразрешимого противоречия и непрекращающейся борьбы, в которой не суждено достичь консенсуса. Эти скульптурные фигуры могут быть интерпретированы как обозначения непреходящей битвы между двумя как бы взаимоисключающими составляющими жизни Эйзенштейна-старшего — между хаотичной неупорядоченной повседневностью и внутренней духовной жизнью архитектора. Фасад выполнен в светлой цветовой гамме, белый цвет символизирует упорядоченность, гармонию, идеальное устройство.

Не знаю, как там насчет “неразрешимых противоречий”, по мне так львы банально гадят.

Альберта, 6. Здание в архитектурно-декоративном плане выигрывает за счёт искусно смоделированного ощущения контраста от причудливого сочетания красного кирпича и зелёного облицовочного материала. Под балконами, выполненными в соответствии с прагматико-эстетической концепцией модерна (в основу концепции положена кривизна линий), спрятаны лица поющих женщин-медуз.

Почему-то улицу Альберта облюбовали многочисленные кошаки. Давайте узнаем их историю

Оказывается, котов привела в Ригу забота о благосостоянии города Вены. Целое испытание постигло столицу Австро-Венгрии: от неизвестной причины подохли там все кошки. И каждому коммерсанту понятно, что следствием мора должно было являться вздорожание этих четвероногих. Согласно уверению иностранца, обыкновенная кошка там расценивается в 4 рубля, а за кота, независимо от состояния его шкурки, платят даже 5 серебряных русских целковых.

Логика подсказывает читателю результаты разговора. Купец срочно отправился на родину и, мобилизовав всех окрестных мальчишек, предпринял массовую ловлю котов. Настал, наконец, счастливый момент, когда собрано было до 500 животных и на огромной барже кокенгузец доставил их в Ригу. Дело сулило большие выгоды. Кот стоил покупателю 60 коп., а кошка 40 коп.

Великий писк стоял тогда на Двине, против самого губернаторского замка, где остановилась баржа. Голодные коты не жалели своих глоток в течение тех долгих часов, пока их хозяин безуспешно разыскивал по городу иностранца. Кончилась комедия с Веною тем, что бедный кокенгузенец с плачем раскрыл недра своей баржа и выпустил всех четвероногих узников на свободу. С того времени и развелось в Риге такое великое богатство мяукающих и перебегающих улицу.

Но продолжим с модерном. Над входом — изящный горельеф с изображением инфернального мужского маскерона с шаловливо-лукавым выражением лица, колеблющегося в выборе между двумя женщинами (женские маскероны окружают его слева и справа). По одной из версий, этим провокационным рельефом Эйзенштейн спародировал образ жизни своего почтенного архитектурного оппонента исследователя рижской старины доктора Вильгельма Неймана, автора ряда построек в Риге, из которых наиболее известной является Художественный музей. Возможна также интерпретация голов как трёх возрастных этапов в жизни человека.

Альберта, 8. Фасад организует роскошный растительный (древесный) мотив, акцентирующий продуцирующую тему вечного расцвета и совершенства, устремлённости к солнцу, богатству, а также красоте физической и духовной. На украшениях балконов можно встретить редкий мотив новой жизни. Два нижних симметрично расположенных по отношению друг к другу балкона украшены комарами, расправившими крылья и взлетающими, однако же погибающими, поскольку голубой цвет губительно действует на комаров. Тем не менее на верхнем балконе можно обнаружить украшение в виде куколки, из которой уже скоро должен будет появиться новый комар. Так изящно раскрывается мотив преодоления смерти жизнью на фасаде этого дома.

Цветовая сторона фасада построена на гармонии белого и голубого цвета, которые аллюзивно отсылают нас к небу. На самом верху, где архитектор достигает правильной прямоугольной ритмичности, можно видеть львиные маскероны, амбивалентные символы огня, силы, затаённой энергии, выходящей наружу. Таким образом, фасад является одним из наиболее привлекательных с точки зрения декоративного наполнения и выигрывает за счёт органичного смешения элементов растительного и животного орнаментов.

Альберта, 9. Строил архитектор Константин Пекшен, год окончания строительных работ — 1901 год. В здании располагался еврейский детский сад Аллы Левис, работавший до начала 30-х годов прошлого века.

Альберта, 11. Нижний этаж фасада выполнен в естественном камне, ризалиты увенчаны шлемами викингов, надвратное изображение представлено рунической эмблемой, что органично отсылает к северной концепции.

Альберта, 13. Фасады отличают кричащие женские маскероны, стоячие скульптурные изображения женщин с открытыми ртами с выражением беспокойства и тревоги. Умиротворяющим контрастом на их фоне кажется маскерон бога солнца Аполлона, помещённый в композиционный центр здания. Птица Феникс, опустившая перья хвоста, изображения дев со скрещёнными под бюстом косами, козлиные черепа, геометрическая символика — всё указывает на танатологические и даже эсхатологические ощущения автора проекта.

Дом Эйзенштейна, пропитанный неподдельным трагизмом личностного мироощущения автора. Построен в самый разгар русско-японской войны в 1904 году, сразу после известия о разгроме русского флота.

Общий вид на улицу Альберта. Улица Альберта была заложена в честь 700-летия города и названа именем основателя Риги немца Альбрехта фон Буксгевдена. Улица Альберта была построена за 2 года. Памятниками архитектуры признаны 8 домов. Большая часть домов на улице Альберта построена по проектам Михаила Эйзенштейна (отец известного кинорежиссера).

Альберта, 12. Здание характеризует элегантный приём структурной организации здания — имитированный фахтверк над верхними этажами, применённый здесь в качестве чисто декоративного элемента. Угловой ризалит богато декорирован растительным орнаментом (сосновые ветви) с изображениями белок и клестов, как бы инкрустированными в сосновый декор.

Повторюсь, что улицей Альберта югендстиль отнюдь не исчерпывается. Вот, скажем, шикарный образец с улицы Элизабетес.

У меня тут еще штук двадцать фоток, но полагаю, что для ознакомления хватит, на этой роскошной сове закругляюсь с модерном.

Наш отель A1 находился ну улице Гертрудес недалеко от старой церкви Гертруды (есть еще и новая). Отель, кстати, весьма неплох за свои 50 евро, рекомендую.

Немного рижского колорита в виде креативных местных вывесок.

Тут находится какой-то байкерский клуб.

Памятник велосипеду в парке Эспланада.

В этом же парке находится Христорождественский кафедральный собор. Храм построен в нехарактерном для Риги неовизантийском стиле, что также явилось «в пику» немецким псевдоготическим сооружениям и также отчасти преследовало определённые политические цели (в середине 19-го века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей).

Недалеко от этого храма находится памятник Свободе (1935 г.). Закованные в цепи латыши смотрят на восток, а Свобода – на запад. Удивительно, но памятник счастливо пережил и немцев и советскую власть.

За неимением Эйфелевой башни, туристам приходится фоткаться в разных позах у “Мильды”.

Вид на памятник и собор со шпиля собора св. Петра.

Часы “Лайма” (счастье). Часы были построены в 1924 году с практической целью – позволить Рижанам не опаздывать на работу. В 1936 году часы разукрасили логотипом и названием крупнейшего на тот момент производителя сладостей “Лайма”. После Второй Мировой войны часы долгое время использовались, как стенд политической информации. Недавно часам “Лайма” провели полную реконструкцию, восстановив тот вид, который был в 30-е годы. Сегодня часы “Лайма” является одним из популярных мест встреч горожан и гостей города.

По рижскому городскому каналу можно прокатится на лодочках.

По газонамс не ходитес.

Цветники и статуи на Бастионной горке. По сути Бастионная горка представляет собой насыпное сооружение, возвышающееся над территорией зелёных насаждений вдоль рижского городского канала. В середине 19-го века после сноса крепостных защитных валов освободился довольно большой участок городского пространства. На месте Песчаного бастиона, располагавшегося как бы на пути Большой песчаной дороги, было решено создать декоративное насыпное возвышение, получившее впоследствии название Бастионная горка.

Мост у Бастионной горки скоро обвалится под тяжестью замков.

Читайте также:  Цены в Индии на продукты, жилье, товары и услуги, отдых в 2020 году

Что характерно, большинство надписей на замках отнюдь не на государственном языке.

Вид с Бастионной горки на статую Свободы.

Рижская телебашня — теле- и радиовещательная башня в Риге (Латвия), построенная в период с 1979 по 1986. Высота телебашни составляет 368,5 метров, что делает её самым высоким зданием в Прибалтике, третьим по высоте зданием в Европе после Останкинской и Киевской телебашен и 31-м в мире (на 2006 год). Интересно, что лифт наверх проходит по “ноге” башни.

Здание Академии наук Латвии — 21-этажное здание в Риге, построенное по образцу московских «сталинских высоток».

Церковь Петра и Павла — рижская церковь, построенная в стиле раннего классицизма. Находится вблизи от Цитадели. Здание этой церкви было специально построено для нужд рижского православного храма и является старейшим зданием православной церкви, сохранившимся в городе до наших дней.

Александро-Невская церковь — рижская православная церковь, памятник стиля классицизма с оригинальным архитектурным оформлением. Была построена в 1825 году в честь празднования победы России в Отечественной войне над «двунадесятиязыкой» армией Наполеона Бонапарта. В целом эта церковь представляет собой мемориал победы в Отечественной войне, а частным образом имя Александра Невского она получила, потому что этот святой являлся покровителем Александра I (одержавшего победу над армией захватчика) и всей царской фамилии.

Кусок Берлинской стены в парке Кронвалда.

Рижане, а на фига вам маяк на канале?

В центре Риги сохранилось много аккуратных деревянных домов. Это живой укор всем городам РФ, в которых власти резво уничтожают уникальное деревянное наследие наших предков.

Увы, времени было маловато. Но в несколько подворотен все равно успели заглянуть. Непарадная часть Риги тоже оказалась вполне прекрасна.

Хотя и несколько обшарпанна.

Такие красоты в двух шагах от гламурной улицы Элизабетес.

Местами остались и советские артефакты.

Типичный дворик в центре.

Стас Михайлов смотрит на нас.

Музей с картинами (Латвийский Национальный художественный музей).

Готичная Академия искусств. Особенно хороша Венера у входа.

Не знаю, как там насчет “неразрешимых противоречий”, по мне так львы банально гадят.

Бастионная горка

Бастио́нная го́рка (латыш. Bastejkalns ) — старинный насыпной холм, расположенный в центре Риги напротив Пороховой башни. Предваряет один из главных въездов в Старый город со стороны улицы Смилшу (Песчаной), по которой в средневековый период пролегал торговый путь до Пскова и Новгорода. Возвышается над территорией зелёных насаждений вдоль городского канала.

В середине XIX века, после сноса крепостных защитных валов, освободился довольно большой участок городского пространства. В частности, цепь из 14 бастионов, окружавшая город, была разрушена и на их месте впоследствии были построены примечательные общественные здания. Например, на месте Блинного бастиона (в немецкой традиции — бастиона Пфанкухен) академиком архитектуры Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств Людвигом Бонштедтом было воздвигнуто здание Первого городского немецкого театра, ныне — Латвийская национальная опера. На месте Песчаного бастиона, располагавшегося как бы на пути Большой песчаной дороги, было решено создать декоративное насыпное возвышение, получившее впоследствии название Бастионная горка.

Набережная городского канала

Берега набережной начинают облагораживать (по проектам К. Шеля, А. Агте, А. Вендта, Г. Куфальдта) с того самого момента, как фортификационный ров превращается в городской канал, а защитные укрепления сносятся.

Впервые берега соединяются капитальными мостами, вблизи одного из которых появляется прелестный домик, где обитают лебеди.

А редчайшие деревья и хитросплетение дорожек преобразили десять гектар «зеленой» набережной в серию живописных пейзажей, которыми по сей день наслаждаются гости столицы.

Берега набережной начинают облагораживать (по проектам К. Шеля, А. Агте, А. Вендта, Г. Куфальдта) с того самого момента, как фортификационный ров превращается в городской канал, а защитные укрепления сносятся.

Квартал Калнциема

Модное место с дачной атмосферой, творческий квартал Риги.

Новый сезонный парк на острове в центре Риги. Летом – пляж и детская площадка. Зимой здесь можно кататься на лыжах.

1. История

В середине XIX века, после сноса крепостных защитных валов, освободился довольно большой участок городского пространства. В частности, цепь из 14 бастионов, окружавшая город, была разрушена и на их месте впоследствии были построены примечательные общественные здания. Например, на месте Блинного бастиона в немецкой традиции – бастиона Пфанкухен академиком архитектуры Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств Людвигом Бонштедтом было воздвигнуто здание Первого городского немецкого театра, ныне – Латвийская национальная опера. На месте Песчаного бастиона, располагавшегося как бы на пути Большой песчаной дороги, было решено создать декоративное насыпное возвышение, получившее впоследствии название Бастионная горка.

В 1860 году, после завершения работ по окончательному демонтажу городских укреплений, на самом верху Бастионной горки был построен небольшой деревянный храмовидный павильон, привлекавший богатых домовладельцев, которые по рекомендациям лечащих врачей выходили на ежевечерний променад. При этом в числе их главных задач предприимчивые лекари называли выполнение следующего условия – подняться до самой вершины насыпного образования, а именно – до означенного павильона. Несколько позже, в 1887 году, на месте павильона было воздвигнуто псевдоготическое каменное кафе. Это кафе пользовалось популярностью рижан как во времена Российской империи, так и в независимой Латвии. Со временем оно превратившись в излюбленное место встреч парочек.

В том же 1887 году были переоборудованы дорожки, которые вели параллельно каналу или в сторону Бастионной горки. Также одним из наиболее выдающихся мастеров садово-паркового искусства Георгом Куфальдтом во время работ по перепланировке зелёного пояса губернской столицы много внимания было уделено созданию альпинария в 1898 году. Мастер Куфальдт по поручению городских властей принял на себя обязанности по реконструкции этого центрального рижского паркового комплекса в 1880 году. Вблизи от Бастионной горки в 1892 году через канал был проложен первый пешеходный мостик.

В 1898 году на склонах Бастионной горки были установлены искусственные водопады.

В 1920-е и 1930-е годы благоустройством Бастионной горки посчастливилось заняться другому известному мастеру ландшафтного дизайна Андрею Зейдаксу, который спроектировал и проложил ряд новых дорожек а также изменил расположение прежних, создал ряд живописных уголков как на территории зелёных насаждений, так и на самой Бастионной горке и пополнил прилегающий участок несколькими многолетниками.

Кафе на возвышении было снесено в конце 1940-х годов, во многом из-за того, что деревья вокруг моллюсковидного комплекса Бастионной горки постепенно подрастали и в один прекрасный момент оказались выше кафе, что несколько затруднило осмотр живописной панорамы Старого города.

В 1951 году Рижским горисполкомом была инициирована новая реконструкция Бастионной горки, руководство которой осуществлял архитектор Янис Гинтерс. В первую очередь был реализован проект устройства опорных стенок – для этого было решено использовать фрагменты домов, уничтоженных в ходе боевых действий Великой Отечественной войны.

В 1920-е и 1930-е годы благоустройством Бастионной горки посчастливилось заняться другому известному мастеру ландшафтного дизайна Андрею Зейдаксу, который спроектировал и проложил ряд новых дорожек а также изменил расположение прежних, создал ряд живописных уголков как на территории зелёных насаждений, так и на самой Бастионной горке и пополнил прилегающий участок несколькими многолетниками.

История

В середине XIX века, после сноса крепостных защитных валов, освободился довольно большой участок городского пространства. В частности, цепь из 14 бастионов, окружавшая город, была разрушена и на их месте впоследствии были построены примечательные общественные здания. Например, на месте Блинного бастиона (в немецкой традиции — бастиона Пфанкухен) академиком архитектуры Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств Людвигом Бонштедтом было воздвигнуто здание Первого городского немецкого театра, ныне — Латвийская национальная опера. На месте Песчаного бастиона, располагавшегося как бы на пути Большой песчаной дороги, было решено создать декоративное насыпное возвышение, получившее впоследствии название Бастионная горка.

В 1860 году, после завершения работ по окончательному демонтажу городских укреплений, на самом верху Бастионной горки был построен небольшой деревянный храмовидный павильон, привлекавший богатых домовладельцев, которые по рекомендациям лечащих врачей выходили на ежевечерний променад. При этом в числе их главных задач предприимчивые лекари называли выполнение следующего условия — подняться до самой вершины насыпного образования, а именно — до означенного павильона. Несколько позже, в 1887 году, на месте павильона было воздвигнуто псевдоготическое каменное кафе. Это кафе пользовалось популярностью рижан как во времена Российской империи, так и в независимой Латвии. Со временем оно превратившись в излюбленное место встреч парочек.

В том же 1887 году были переоборудованы дорожки, которые вели параллельно каналу или в сторону Бастионной горки. Также одним из наиболее выдающихся мастеров садово-паркового искусства Георгом Куфальдтом во время работ по перепланировке зелёного пояса губернской столицы много внимания было уделено созданию альпинария в 1898 году. Мастер Куфальдт по поручению городских властей принял на себя обязанности по реконструкции этого центрального рижского паркового комплекса в 1880 году. Вблизи от Бастионной горки в 1892 году через канал был проложен первый пешеходный мостик (мостик Агте, прозванный ироничными журналистами «восьмым чудом света», поскольку фамилия инженера-строителя Адольфа Агте напоминает слово Acht, которое переводится с немецкого как «восемь»).

В 1898 году на склонах Бастионной горки были установлены искусственные водопады.

В 1920-е и 1930-е годы благоустройством Бастионной горки посчастливилось заняться другому известному мастеру ландшафтного дизайна Андрею Зейдаксу, который спроектировал и проложил ряд новых дорожек (а также изменил расположение прежних), создал ряд живописных уголков (как на территории зелёных насаждений, так и на самой Бастионной горке) и пополнил прилегающий участок несколькими многолетниками.

Кафе на возвышении было снесено в конце 1940-х годов, во многом из-за того, что деревья вокруг моллюсковидного комплекса Бастионной горки постепенно подрастали и в один прекрасный момент оказались выше кафе, что несколько затруднило осмотр живописной панорамы Старого города.

В 1951 году Рижским горисполкомом была инициирована новая реконструкция Бастионной горки, руководство которой осуществлял архитектор Янис Гинтерс. В первую очередь был реализован проект устройства опорных стенок — для этого было решено использовать фрагменты домов, уничтоженных в ходе боевых действий Великой Отечественной войны.

В 1920-е и 1930-е годы благоустройством Бастионной горки посчастливилось заняться другому известному мастеру ландшафтного дизайна Андрею Зейдаксу, который спроектировал и проложил ряд новых дорожек (а также изменил расположение прежних), создал ряд живописных уголков (как на территории зелёных насаждений, так и на самой Бастионной горке) и пополнил прилегающий участок несколькими многолетниками.

Интересно экотуристу

  • Новости экотуризма
  • Веганское меню экотуриста
  • Природные феномены, явления, аномалии
  • Полезности, советы туристам
  • Принадлежности для экотуризма
  • Слабости экотуристов
  • Флора и фауна
  • Эко-курорты, эко-отели, эко-рестораны
  • Сельский и агротуризм
  • Эко-поселения

Какой способ путешествия Вы предпочитаете?

Добавить комментарий